В экономике

В экономике Прямая речь

21 ИЮЛЯ 2015 г.

Владимир Волков, экономический обозреватель:

Есть лёгкая надежда на то, что импортозамещение позволит России в очень незначительной мере отойти от сырьевой зависимости. Но долгосрочный негативный эффект от санкций, которые и вызвали эту идею к жизни, сильно недооценивается в официальной риторике. А он будет простым и неприятным: мы лишены доступа к критически важным технологиям, необходимым в том числе и для нефти. Например, разработка шельфа – это очень высокотехнологический и долгосрочный проект. А санкции очень сильно бьют как раз по таким долгосрочным перспективам. И я очень сомневаюсь, что Газпром и «Роснефть» смогут заместить эти технологии. Потому что они уже выделяли большие бюджеты на инновации, но до сих пор никаких инноваций мы так и не видели. Обе компании по-прежнему зависят от иностранных технологий и оборудования, и конца этому не видно.

Так что на примитивном уровне импортозамещение и, соответственно, уход от нефти возможен, благодаря, в первую очередь, пищевой промышленности. Но если говорить о каких-то высоких технологиях, то их появление в России требует времени и доступа к некоторым технологическим ресурсам, которых нет у нас, а возможно, нет даже в Китае. В долгосрочной перспективе заменить это будет очень сложно, и хотя ясно, что какие-то новые технологии будут появляться, также очевидно, что всё мы своими силами заменить не сможем. И в этом смысле санкции будут иметь очень негативный эффект, потому что если они продержатся долго, то в перспективе 10-20 лет мы будем сталкиваться с очень большими сложностями с модернизацией и строительством высокотехнологичной экономики, способной увести страну от нефтяной зависимости. Если санкции продлятся, то я смотрю на перспективу ухода от нефтегазовой зависимости с пессимизмом.

Это не вопрос политический воли. Путин на любых мероприятиях, так или иначе связанных с темой, об этом говорит, но сказать – это хорошо, а сделать гораздо сложнее. Инновации появляются там, где есть конкуренция, где технологические улучшения позволяют компании изменить в лучшую сторону свою позицию на рынке. А какие основные конкурентные преимущества на российском рынке? Прежде всего – административный ресурс. И зачем компании, обладающей этим ресурсом, заниматься инновациями?

В результате крупные компании инновациями не занимаются. До последнего момента всё, что им было нужно, они могли купить за границей. А сейчас они, возможно, будут двигаться в ином направлении и даже имитировать бурную деятельность, но у меня такое ощущение, что основное желание – в очередной раз перетерпеть, посмотреть, вдруг всё рассосётся само, и не предпринимать никаких особых усилий. Потому что переход на инновационные рельсы требует от компании совершенно кардинальной перестройки всех внутренних процессов и самого менталитета. Достаточно сравнить менталитет Google и любой отечественной сырьевой компании, и становится понятно, почему одна компания – сверхинновационная, а вторая – нет. Причём нельзя ставить знак равенства между работой компании в сырьевой отрасли и отсутствием инновации. Для современной добычи нефти необходим сплав огромного количества разных технологий, от компьютеров и телекоммуникаций до современных материалов.

Но такое развитие требует очень больших ресурсов, в том числе – соответствующей государственной политики. Например, добыча нефти на шельфе невозможна без суперкомпьютеров. Если в стране есть технологии, позволяющие их создавать, то это одна истории. Но такие страны можно перечислить по пальцам, в первую очередь, это США и Великобритания. В своё время Владимир Владимирович сказал, что россияне привыкли «дырку в земле сделать, нефть сосать», но современная разработка месторождений – это совсем не просто «воткнуть соломинку». Это сложный, технологический процесс.

Вот принята программа освоения шельфа, но после этого нужно выстроить сложную долгосрочную стратегию, которая позволила бы стране эту задачу выполнить. Это многогранная проблема, отдельной компании, даже такой, как «Роснефть», всё не по силам. Нужно учесть очень много факторов. Такая добыча требует либо очень развитой экономики, либо доступа к иностранным технологиям, потому что одна страна, даже самая крупная и мощная, не может делать все. Требуется интеграция в общемировое пространство. А Россия сейчас находится в положении изгоя, по крайней мере, с точки зрения западного сообщества, где находятся нужные нам технологии. Мы можем сто раз «разворачиваться на Восток», но там нет тех ресурсов, которые нам нужны. Китай даже денег нам не даёт, а нужных технологий у них может просто не быть.

Так что, хотя в текущих условиях есть слишком много факторов неопределённости и давать точный прогноз сложно, долгосрочный тренд, скорее, на то, что уйти от сырьевой зависимости мы не сможем.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.