В обществе

В обществе Прямая речь

29 ИЮЛЯ 2015 г.

Никита Соколов, историк:

Собственно, называть это праздником довольно странно. Это день памяти великого князя, хотя он уже перестал быть строго церковным торжеством, так как на него накрутили совершенно новые смыслы. Причём как историк я должен сказать, что любая нация может выбрать себе любой символ, в который потом можно «надышать» разных смыслов. О князе Владимире возможно говорить, например, в духе его жития, как о чудовищном блуднике и кровопийце, который потом, приняв христианство, сделался смиренен и кроток. Но сейчас в него будут напихиваться иные смыслы. Будут вспоминать, что Владимир восстановил дань над теми племенами, которые отвалились от Киева во времена той смуты, что он восстановил государственную целостность.

Самая показательная в этом плане история — установка памятника князю в Москве. Это очень интересно, потому что понятно, что памятника Владимиру Святославовичу в полном смысле этого слова в Москве быть не может: он тут никогда не бывал и никак не связан с этим городом. Надо различать памятник и монументальную пропаганду. Памятник может быть Ленину на Финском вокзале, там он отмечает событие как минимум важное в истории страны. А памятник Ленину в Липецке, где он никогда не бывал — это капище языческой религии.

И в Москве хотят поставить не памятник, а именно такое капище, элемент новой религии. Хотелось бы понять, какой, потому что, по всей видимости, это весьма далеко от христианства, потому что христиане в качестве предметов, служащих памятованию святых, ставят храмы, а не бронзовых истуканов. Из чего следует заключить, что это капище совершенно светского культа, и даже можно понять какого. Речь идёт о соперничестве с Украиной за наследство Древней Руси, причём соперничество самое вульгарное, в рамках которого идёт борьба «с нулевой суммой». Мы видим не обмен знанием, которое, если им поделиться, у всех прибыло, но ни у кого не убыло, а делёжку, похожую на делёжку пирога: если кто-то съел, то другим не осталось. А это совершенно не современный способ делить культурно-историческое наследие.

Позавчера на круглом столе, которой собрался в Московском доме архитектора для обсуждения вопроса о памятнике Владимиру Святому на Боровицкой площади, архитекторы были обеспокоены художественной стороной вопросы, а археологи – тем, что в этом месте не раскопан культурный слой, который может быть повреждён. На что господин Никифоров, начальник научного отдела российского Военно-исторического общества, заявил, что это совершенно неважно, потому что всё затевается для того, чтобы доказать, я цитирую, что «начало русской истории не является собственностью страны Ближнего зарубежья». То есть вся история с князем Владимиром происходит в украинском контексте, и это чрезвычайно недальновидно. Потому что речь идёт о зоне охраны Кремля, внесённой в список ЮНЕСКО, и установка памятника будет означать разрушение естественной московской исторической среды за счёт привнесения в неё абсолютно чужеродного элемента.

Андрей Зубовисторик, религиовед:

Внимание к князю Владимиру и его почитание — давняя русская традиция. Достаточно вспомнить, сколько до революции было Князь-Владимирских соборов. В любой стране почитают того, кто заложил основы традиций и культуры, в которой люди живут. Безусловно, для Древней Руси и трёх стран, возникших на её основе, то есть Белоруссии, Украины и России, таким культурным основателем является именно князь Владимир. Понятно, что он не сам всё сделал, но воля правителя в то время много значила. Как и крещение Скандинавии Олафом Святым на пять лет позже, эти события — важные моменты в истории государств.

Стоит заметить, что даже сам древнерусский язык во многом является результатом синтеза, осуществлённого благодаря князю Владимиру. Потому что принятие христианства в его восточной версии, на родном языке, привело к тому, что многочисленные языки целого конгломерата народов — славянские, балтийские, угро-финские и, конечно, скандинавские языки самих варягов, к котором принадлежал Владимир (Вольдемар) — соединились в одном общем языке, на котором велось богослужение и были написаны церковные книги. Благодаря этому общим языком для всего огромного многоязыкового пространства стал именно славянский язык, на основе которого постепенно сформировался единый народ, после XV века разделившийся на великорусов, малорусов и белорусов.

Именно благодаря этому князь Владимир почитается всеми странами древнерусского корня. Почему это вспомнили сейчас? Во-первых, потому, что закончился период коммунистического атеизма и все эти вопросы стали актуальны для общества и Украины, и России, и Белоруссии. Во-вторых, потому что князь Владимир является ангелом-покровителем Владимира Владимировича Путина. Фактически вчера отмечали то, что в дореволюционный период называлось тезоименитство. Хорошо это или плохо — другой вопрос, на мой взгляд, это достаточно смешно.

При этом надо иметь в виду, что пронёсшаяся эпоха насильственного атеизма с уничтожением огромного числа культурных людей, в том числе людей Церкви, имела свои последствия в виде полного одичания народа. И в этой дикости мы пребываем до сих пор, нахватать каких-то внешних знаний удалось, но никакой системной культуры по-прежнему нет. Надо помнить, что до революции простой народ только-только начинал становиться грамотным. И весь последующий период был тем временем, когда надо было много учиться, а сейчас учиться надо ещё больше.

Большинство людей у нас не понимают ничего, кроме самых простых инстинктов, вызванных физиологией. Это все понимают хорошо, но культурные вещи — нет. Их считают идеологией, чем-то внешним. В России нет таких искренних празднований, которые могут быть в Италии, Франции или Испании в связи со святыми покровителями. Народ отвык от такого, хотя до революции всё было. И почитание князя Владимира в этом смысле является тем, что постепенно должно возвращаться, потому что если мы не уважаем собственные культурные корни, то постепенно их утрачиваем.

 

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.