В экономике

В экономике Прямая речь

17 АВГУСТА 2015 г.

Михаил Бергер, экономический обозреватель:

Причины происходящего настолько очевидны, что тут сложно сказать что-то новое. Последние годы показывают совершенно железобетонную привязку курса рубля и цены на нефть. Никаких других факторов вообще не существует. И нужно иметь в виду, что слабый рубль до определённого уровня вполне устраивает правительство, потому что позволяет справляться с наполняемостью бюджета и выполнять обязательства.

Если доллар будет сильно отходить в любую сторону от 65, то Центробанк начнёт вмешиваться. Такой курс сегодня всех устраивает, колебания в пределах рубля вверх или вниз никого не волнуют, и никакой реакции на это не последует. Но если нефть опустится до 35, что мы видели некоторое время назад, то Центробанк не сможет ничего предпринять, даже если захочет. Конечно, если не предполагать крайние меры: запрет на движение капитала, ограничение валютного обмена и другие шаги в сторону «военного сценария».

Но при нынешней цене за баррель стоит привыкать жить при курсе 65 рублей за доллар. Мы уже отлично понимаем все уровни: если нефть стоит 55, то курс 60, если нефть 60, то курс 50, зависимость тут железная, без колебаний.

Владимир Волков, экономический обозреватель:

Фактор цены на нефть при формировании курса рубля, конечно, доминирует, около половины нашего бюджета составляют доходы именно из той сферы. Кроме того, сейчас не очень хорошие цифры по российскому ВВП, происходит углубление спада. Так что общая обстановка в экономике ситуацию не улучшает. Экономические агенты ведут себя очень осторожно, никаких драйверов роста или хотя бы намёков на возможность их появления не наблюдается. А плохая конъюнктура и общая обстановка в экономике приводит к тому, что при любом намёке на ухудшение все бегут в качество, а качество у нас – это доллары.

Хотя сейчас уже только ленивый не говорит, что к концу года курс доллара ослабнет, но до какой степени – сказать сложно. Это может быть самореализующийся прогноз. Сейчас есть и сезонный фактор, люди всё-таки ездят за границу и покупают для этого валюту. Валютные вклады не растут, но это может быть связано с тем, что у населения просто заканчиваются деньги и нет средств для новых сбережений. Потом осенью-зимой грядут максимумы выплат по корпоративным долгам, и компании могут готовиться к этому заранее, скупая валюту. Это всё – части общего тренда, мы остаёмся в «болоте» с неясными перспективами.

Прогнозы абсолютно бессмысленны, потому цену не нефть никто не умеет предсказывать нормально. Также невозможно предугадать действия Центрального банка. Что будет, если Владимир Владимирович завтра вызовет Эльвиру Сахипзадовну на совещание и, в очередной раз поблагодарив её за то, как она борется за крепость рубля, закончит какими-то иными распоряжениями? Есть и другие политические моменты, которые невозможно предвидеть.

Существует достаточно точная оценка цены на нефть в рублях, которая необходима для того, чтобы бюджет нормально заполнялся — 3300. И это ориентир, по которому можно определять цену рубля: нефть дорожает – рубль укрепляется, дешевеет – начинает слабеть. Если цена уйдёт от этого ориентира сильно, то ЦБ постарается вмешаться в пределах своих возможностей, которые ещё есть. Хотя они заявили, что склонны покупать валюту, а не продавать, локально могут быть и продажи, направленные на то, чтобы сбить курс. 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.