В экономике

В экономике Прямая речь

23 СЕНТЯБРЯ 2015 г.

Александра Суслина, Экономическая экспертная группа.

С совещания ушли недовольными представители всех групп, но есть информация о том, что Путин распорядился придумать какой-то механизм, позволяющий изъять больше денег у нефтяников. Если это решение будет принято, значит, он пошёл по пути повышение НДПИ, а не проведения пенсионной реформы. Это более простой и популистский вариант, который, однако, не позволяет начать необходимые преобразования в социальной сфере. Кроме того, если сейчас мы забираем у нефтяников ещё какие-то деньги, пусть и связанные с девальвацией, это значит, что останется ещё меньше средств, которые можно тратить. Т.е. будут снижаться инвестиции, а также не исключено, что начнут, например, расти цены на бензин. Вместо того чтобы принять целый комплекс мер, власти хотят принять что-то одно, наименее болезненное с популистской точки зрения. Но это не совсем то, что сейчас необходимо.

Конечно, нельзя сказать, что нефтяники – самые бедные и несчастные бизнесмены в стране. Но система налогообложения нефтяного сектора у нас меняется постоянно. Не успевают принять одно решение, сразу начинают работать над следующим. Такая неопределённость приводит к тому, что честные нефтяники, которые платят налоги здесь, должны закладывать риски очередного изменения законодательства в цену. И как любой другой экономический агент, они не могут вести долгосрочные проекты, не будучи уверенными в том, какая будет налоговая нагрузка завтра или послезавтра. Такая стрессовость, особенно в сочетании с макроэкономической неопределённость, приводит к тому, что у них не останется либо ресурсов, либо желания заниматься в России какими-то инвестициями. Всё, что они будут зарабатывать, они будут под тем или иным предлогом вывозить. А это – самое страшное. Мы пытались бороться с офшоризацией и вроде бы придумали какие-то способы сделать тут обстановку более благоприятной для бизнеса. Но подобное усиление налоговой нагрузки в кризис не способствует принятию решения о возврате капиталов на Родину.

И самое главное – даже если удастся реализовать наиболее жёсткий вариант Минфина по повышению налогов, который даёт более 600 миллиардов, этого всё равно не хватит для реализации всех расходных инициатив, которые написаны на следующий год. Это не решит проблему ни в долгосрочной, ни даже в однолетней перспективе, только немножко сгладит, позволит продлить Резервный фонд ещё на полгода. Но это не принципиальное решение. Более того, несовершенство нашей социальной политики никуда от этого не девается, пенсионная система требует реформирования. И в любой момент, когда бы мы ни решились, это будет болезненно. Но сейчас, под сурдинку кризиса, это можно было бы сделать, была бы понятная обществу причина: нам тяжело, мы проводим тяжёлые реформы.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.