Вокруг России

Вокруг России Как поссорились Арсений Петрович и Михаил Николаевич

9 НОЯБРЯ 2015 г. ИННА БУЛКИНА

ТАСС

Конфликт между украинским премьер-министром Арсением Яценюком и одесским губернатором Михаилом Саакашвили начался не вчера, и для большинства наблюдателей в этом нет ничего нового и неожиданного. В последние несколько месяцев он лишь обострился, а на минувшей неделе вышел в публичное пространство и стал очередным медийным скандалом. Похоже, у основных участников сдали нервы, по крайней мере, еще два месяца назад в подобной ситуации оба — и Яценюк, и Саакашвили — оставались в рамках официальной благопристойности. Собственно, предпоследний раунд — сентябрьское противостояние, связанное с монополией МАУ (авиакомпании Игоря Коломойского) — закончился победой Саакашвили: ему удалось добиться ликвидации олигархической монополии и отставки руководителя Госавиаслужбы Дениса Антонюка («человека Коломойского»).

«Интерес» Саакашвили к авиации неслучаен: у него собственные проекты, связанные с «открытым небом» и лоукостными хабами в Одессе и Львове (отставленный Антонюк в свое время обвинил Саакашвили в том, что похожие «неэффективные реформы» тот проводил в Грузии, где в итоге основными авиаперевозчиками стали два турецких лоукостера, и «деньги налогоплательщиков уходили в Турцию»). Тогда, в ходе борьбы за «открытое небо», Саакашвили обвинил Яценюка в связях с Коломойским и Ахметовым, при этом заверил, что сам в Кабмин не рвется и действует лишь «в интересах народа Украины»: «Я не собираюсь становиться премьер-министром Украины. Но я хочу, чтобы премьер-министр действовал в интересах народа Украины, а не Коломойского, а не Ахметова, а не кого-то другого», — заявил он в интервью 5-му каналу. Яценюк ответил в том духе, что «Михаил не прав» и что его правительство точно так же все делает «в интересах Украины»: «Михаил должен работать, и он будет работать. Я ни на какие персональные выпады не реагирую. Речь не идет ни о персоналиях, ни об эмоциях. Речь идет об ответственности за судьбу страны, о моей ответственности перед Украиной, об ответственности Михаила перед одесситами, и мы тут едины».

Впрочем, тогда же, в начале сентября, в украинских соцсетях и в СМИ появилась «петиция на имя президента Украины Петра Порошенко» о назначении Саакашвили премьер-министром. Однако потом, по ходу избирательной кампании, вся эта история ушла в тень, и новое обострение случилось после выборов, и, кажется, не в последнюю очередь связано с ситуацией в Одессе, где по результатам экзит-полов ожидали второго тура. Во второй тур проходил советник Саакашвили Александр Боровик, однако счетная комиссия присудила победу действующему мэру Геннадию Труханову в первом туре.

Одновременно после выборов стали говорить о перестановках в Кабмине, а Яценюк дал нашумевшее интервью брюссельскому изданию Politico, в котором ответил на вопросы о своих «связях с олигархами» и раскритиковал Саакашвили за «излишнюю эмоциональность» и … за реформы в Грузии: «Таков стиль поведения Миши. Если Миша был настолько успешным в Грузии, скажите мне, почему он не может вернуться туда. Что с реформами судебной системы в Грузии?». Саакашвили ответил, предупредив, что «удар был ниже пояса», притом от «экономики Яценюка» он, что называется, камня на камне не оставил:

«При моем правлении Грузия даже в условиях войны и геополитической напряженности большую часть времени показывала рост двузначными цифрами, а украинская экономика, к большому сожалению, последние два года катастрофически падает. … При мне в Грузии уровень теневой экономики сократился с 60 до 5%, а в украинской вырос с 32 до 48%. … При мне Грузия поднялась в рейтинге Всемирного банка по простоте ведения бизнеса на 8 место, а Украина пока только на 72-м. … При мне, рейтинг восприятия коррупции среди бизнес-субъектов сократился с 80 до 2%, а в Украине в последнее время увеличился до 80%. Украина, к моему великому сожалению, опустилась до уровня худших африканских показателей».

Судя по тому, как «сорвался» на этот раз Яценюк, он чувствует себя неуверенно и позиции его после выборов гораздо слабее, чем были, однако наблюдатели полагают, что это тот случай, когда от конфликта двух «сильных игроков» выигрывает третий — в данном случае президент Порошенко. Порошенко в свое время отклонил «петицию» о назначении Саакашвили премьером, напомнив, что, согласно Конституции, премьер-министр Украины назначается Верховной радой, и что 11 декабря 2014 года Рада одобрила программу деятельности Кабинета министров Яценюка, и в течение года (до 11 декабря 2015 года) Рада не может рассматривать вопрос об ответственности этого правительства. По всей видимости, решающий раунд следует ожидать в декабре. Но уже после 12 ноября анонсированы «структурные изменения» в правительстве Украины и его «переформатирование».


Фото:
1. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Danil Shamkin / Zuma\TASS
2. Украина. Одесса. 8 июля 2015. Губернатор Одесской области Михаил Саакашвили на совещании с главами областных государственных администраций и силовых структур. Николай Лазаренко / пресс-служба президента Украины / ТАСС




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.