В обществе

В обществе Дальнобойщики как новый класс протестующих

20 НОЯБРЯ 2015 г. ДМИТРИЙ ОРЕШКИН

ТАСС

В среду российские дальнобойщики снова протестовали против введения платы за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей, которая собирается при помощи системы «Платон» (она контролируется сыном «друга Путина» Аркадия Ротенберга Игорем Ротенбергом). Акции состоялись в 80 городах страны, причем в каждом регионе в протестах принимали участие десятки, а то и сотни фур. Где-то водители вставали в цепь у обочины, где-то двигались по правому ряду со скоростью 5-10 километров в час, где-то, выйдя из машин, непрерывным потоком переходили дорогу на пешеходных переходах, двигаясь туда-обратно и блокируя таким образом движение. Под Тверью в толпу протестующих на полной скорости врезался муковоз, водитель которого не справился с управлением. Один человек погиб. Между тем, в Кремле демонстративно не реагируют на набирающие силу протесты дальнобойщиков. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков призвал не драматизировать ситуацию вокруг акций дальнобойщиков. Он добавил, что Путин следит за происходящим, однако вмешиваться не намерен, поскольку это зона ответственности правительства. Ситуацию «Ежедневному журналу» комментирует политолог
Дмитрий ОРЕШКИН:

Люди наверху не знают, что им делать в такой ситуации. Нет беды, если у вас кризис в каком-то моногороде — его можно решить точечными методами. Приехать с мешком денег, устроить шоу, разрулить ситуацию и уехать с чувством выполненного долга. Но важно, чтобы такие события не происходили по всей стране одновременно. В связи с чем власть всегда старалась не допустить возникновения альтернативных общегосударственных структур. Например, профсоюзы в СССР были «школой коммунизма», а вовсе не объединением для защиты чьих-то интересов.

Поэтому опыта взаимодействия с независимыми влиятельными структурами у властей нет. Все привыкли, что кто-то выйдет с протестом, пошумит, их разгонят и на этом всё закончится. Но неожиданно для всех, включая самих протестующих, появилась структура, которая в развитом обществе должна существовать. Потому что дальнобойщики — это люди, имеющие свой собственный коммерческий интерес. Они все могут рассматриваться как малые предприниматели. У каждого есть свой «корабль», с которым он бороздит просторы «океана суши» под названием Россия, зарабатывая кусок хлеба собственными навыками и головой.

Они очень разные, более того, если спросить у них про поддержку курса Путина или действий на Украине, то большая часть выскажется «за», они патриоты и прочее. Но когда дело касается их экономического интереса, они проявляют удивительную способность координироваться. Откуда-то берутся лидеры, идеи, которые очень быстро распространяются, готовность действовать решительно. Они знают свои права, если надо — они прочитают Конституцию, которая их никогда раньше не волновала, и будут протестовать. Причём большая часть населения их поддерживает.

Для власти это очень опасно, потому что появляется то, чего либеральная публика, включая меня, давно ожидала: формирование класса налогоплательщиков. Поскольку Россия — ресурсная страна, власть могла увеличивать свои полномочия за счёт того, что расходовала «ничью» нефть. При этом она недоплачивала гражданам, но граждане этого не замечали, потому что деньги с самого начала шли мимо них. Люди жили отдельно, зарабатывая свою копейку, а власть — отдельно, не трогая карманы граждан и даже закачивая туда часть нефтяных доходов. Но когда нефть падает, а разбухший государственный аппарат по-прежнему хочет есть много и вкусно, то оказывается, что деньги можно брать только из кармана граждан. И когда дальнобойщики понимают, что государственная лапа беззастенчиво лезет в их кошельки, происходит качественный перелом и они начинают протестовать.

ТАСС

Причём они сразу забывают про «крымнаш» и говорят, что «крымнаш» отдельно, мы его поддерживаем, но почему за наш счёт? И что делать власти? Прислать к ним партийного пропагандиста, который скажет, что «в это трудное время надо сплотиться»? Нельзя, они не дураки. Но отступить тоже нельзя, потому что следующими поднимутся студенты или пенсионеры. Посадить лидеров? Но их слишком много, это сетевая структура, система почти что самоорганизующаяся. Это, конечно, не та самая «пролетарская революция, о которой говорили большевики», но хотя бы первое проявление психологии налогоплательщика, с чем власть в нересурсных странах сталкивается постоянно, поэтому должна договариваться с гражданами.

Если немного забегать вперёд, то можно сказать, что в связи с переходом центра тяжести с эксплуатации ресурсов на плечи рядовых граждан, сами граждане начинают понимать реальные механизмы взаимодействия людей с властью. И происходит то, о чём такие люди, как я, нудят уже 10 лет: за всё надо платить, в том числе и за победы над американским империализмом. Через полгода всё это будет значительно болезненнее, потому что перемены почувствуют на себе и другие группы, которые вдруг поймут, что они являются налогоплательщиками и спонсорами режима, не защищающего их интересы. И тогда начнётся самое интересное.

 

Фото:
1. Россия. Белгород. 19 ноября 2015. Дальнобойщики во время массовой акции протеста в связи с введением покилометровой оплаты проезда с 15 ноября для транспортных средств массой свыше 12 тонн. Антон Вергун/ТАСС

2. Россия. Новосибирск. 11 ноября 2015. Во время массовой акции протеста дальнобойщиков на трассе Р-254 "Иртыш" в связи с введением покилометровой оплаты проезда с 15 ноября для транспортных средств массой свыше 12 тонн. Евгений Курсков/ТАСС








Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.