Вокруг России

Вокруг России Блокада Крыма: продолжение следует

25 НОЯБРЯ 2015 г. ИННА БУЛКИНА

ТАСС


Нынешняя энергетическая блокада Крыма – по сути, продолжение торговой блокады, начатой по инициативе все тех же крымско-татарских активистов ровно месяц назад. И свидетельствует она, главным образом, о том, что Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров, Ленур Ислямов и то крымско-татарское движение на оккупированном полуострове, которое они представляют и возглавляют, не намерено отступать, что это начало партизанской войны и что официальный Киев сегодня не желает или не в состоянии воспрепятствовать этому движению.

Можно, конечно, спорить, какую часть татарского Крыма представляют Джемилев и Чубаров – радикалов или «мейнстрим», но, так или иначе, украинское гражданское общество сегодня разделилось, и, при всей симпатии к крымско-татарским активистам, «нерадикальная» его часть склонна прислушаться к мнению т.н. «западных экспертов» и в принципе не желает идти на обострение. Тогда как логика татар прямо противоположна: история не стоит на месте, и если не идти на обострение, то в свете последних событий и перемещения «болевых точек» с Крыма и Донбасса на Ближний Восток про оккупацию Крыма попросту «забудут» или до поры до времени на нее «закроют глаза». Иными словами, здесь склонны верить, что «Путин опять всех переиграл», что он «перевел стрелки» и навязал новую повестку, заставив «отложить» украинские проблемы или «разменять» их. В этой логике – чем хуже, тем лучше, и та «полномасштабная военная операция», на которую будто бы способна пойти сейчас Россия для «создания полноценного сухопутного коридора к полуострову путем захвата большого участка территории юго-восточной Украины» (по крайней мере, именно такой поворот событий обещает своим читателям киевское «Зеркало недели» со ссылкой на агентство Bloomberg), станет уже вынужденным обострением со стороны России, коль скоро именно Россия заинтересована в том, чтобы о Крыме все забыли.

ТАСС

Похоже, эта точка зрения в Киеве возобладала, и украинские силовики если и пытаются воспрепятствовать «партизанам-активистам», то довольно неуклюже и неубедительно. Сам Джемилев упрекает их в «несогласованности действий» и повторяет ту, знакомую еще с первой блокады идею, что договоры о поставках продовольствия и электроэнергии в оккупированный Крым составлены неправильно, что они должны быть пересмотрены в сторону повышения цены и «коррупционной зачистки», а в недавнем интервью «Лиге» он буквально сказал: «Раз оккупанты заняли нашу территорию, значит, надо их оттуда выкуривать, а не создавать им комфортные условия».

Как и прежде, в риторике татарских активистов акцент делается на защите прав человека: возможность переговоров и возобновления поставок ни в коем случае не исключается, но они начнутся «только после освобождения наших политзаключенных», заявил Джемилев. Полный пакет требований звучит так: «Освободить заключенных, создать комиссию по расследованию похищений и убийств наших соотечественников, отменить произвольные запреты на въезд мне, Рефату Чубарову, еще нескольким людям, допустить международные организации для мониторинга ситуации с правами человека и восстановить те демократические права, которые были в Крыму при украинском управлении».

Но в целом, похоже, Джемилев не верит в военное обострение, он предполагает «торговую войну» и придерживается той точки зрения (достаточно популярной в украинском обществе), что это «во благо»: украинская экономика должна перестраиваться в сторону все меньшей зависимости от экономики восточного соседа. Это имеет смысл, кроме всего прочего, и потому, что именно там, где украинский бизнес смыкается с российским, больше всего коррупционных договоров, ухода от налогов и т.д.

Впрочем, на прямой вопрос корреспондента «Лиги», какова в сложившихся обстоятельствах позиция киевской власти и президента Порошенко, Джемилев уклончиво отвечает: «Он говорит, какие у нас уязвимые места, и мы вместе обсуждаем, как этого избежать».


Фото: 1. Украина. Херсонская область. 22 ноября 2015. Активисты блокады Крыма на поврежденном взрывом участке электросети, передающем электроэнергию в Крым из Украины, в результате чего Крымский полуостров был полностью обесточен. АР/ТАСС
2. Украина. Киев. 10 июля. Депутат Верховной Рады Мустафа Джемилев, председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и министр юстиции Украины Павел Петренко (слева направо) по окончании брифинга по ситуации с соблюдением прав человека в Автономной Республике Крым. Фото  Максим Никитин / ТАСС



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.