В экономике

В экономике В поисках контрагента

3 ФЕВРАЛЯ 2006 г. ЕВГЕНИЙ ЯСИН

Недавние холода, к счастью, не привели к серьезным и многочисленным авариям, хотя вовсе без них не обошлось. В Томилино, например, в связи с морозами в течение длительного времени были отключены отопление и электричество. В некоторых других городах тоже происходили разного рода неполадки, которые создавали трудности и неудобства для жителей.

Почему это происходит. Российские граждане довольно аккуратно платят за квартиру и коммунальные услуги, количество должников не превышает 10% от общего числа жителей. Это сносные показатели. Люди платят и уверены, что их должны нормально обслуживать, ничего не отключая. Однако в действительности они платят только часть того, что составляет издержки на содержание жилья и жилищно-коммунальные услуги. Хотя эта часть все время возрастает. Уточню: речь идет о городском жилом фонде, многоквартирных домах. С частными домами в сельской местности ситуация другая, их владельцы знают, что все издержки нести им самим. Но в России преобладает городское население, а значит, и многоквартирные дома, в основном построенные в годы советской власти.

Многие члены правительства настаивают на том, чтобы к 2008 году население платило все 100% за услуги ЖКХ. Сейчас эта доля составляет 65-70%, большая часть населения не может платить полную сумму из-за низких доходов. Бюджетники, часть пенсионеров, многодетные семьи — для них существует положение о том, что, если расходы на содержание жилья и жилищно-коммунальные услуги превышают примерно 22% семейного бюджета (цифра колеблется от региона к региону), то такие семьи имеют право на жилищные субсидии. На сегодняшний день доступ к субсидиям затруднен, и многие семьи их не получают.

По подсчетам, до четверти семей в России должны получать жилищные субсидии, которые составляли бы в бюджете семьи до одной пятой его части. Это ненормальная ситуация. Получай люди эти субсидии, для многих это стало бы способом подрыва трудовых мотиваций. Семья должна зарабатывать деньги, а не получать их от государства. Ситуация свидетельствует о том, что не все ладно в существующей системе. Ведь пока расходы на жилье и коммунальные услуги, включая необходимые инвестиции, не возмещаются полностью, а домохозяйства не в состоянии брать на себя эти расходы, ЖКХ не может нормально развиваться. Просто потому, что недополучает значительную часть ресурсов. Недостаток средств выливается во все те аварии, с которыми мы сталкиваемся. Между тем, в Москве высокими темпами растет потребление энергии, причем не столько в производственной сфере, сколько в сфере бытовой и в сфере услуг. Потребление энергии намного превышает то, что было раньше, и это усугубляет ситуацию.

То, что граждане не доплачивают плюс износ, доплачивает государство в виде дотаций. Дотации на содержание жилого фонда составляют больше 50 процентов от всех субсидий и льгот, которые получает население от государства. Вся эта битва за льготы, которая была из-за монетизации в начале 2005 года, касалась, как это ни удивительно, небольшой части привилегий. В общей сложности все эти льготы, которые так дороги многим гражданам, составляют примерно 7% от общего объема льгот и субсидий. А поддержка ЖКХ в виде субсидий и дотаций, как отмечалось, больше 50%. Плюс еще нужно учесть заниженные тарифы на газ, электроэнергию, перекрестное субсидирование через завышение тех же тарифов для предприятий.

К сожалению, до настоящего времени все жилищно-коммунальное хозяйство представляет собою рудимент советской экономики — там все осталось как было. В самом начале реформ была проведена весьма важная акция — приватизация жилья, большая часть квартир была передана в собственность их жильцам. Но ответственность собственников за содержание жилья и других служб, капитальный ремонт, например, не были переданы. Уборка мусора, содержание лифтов, полная оплата газа, тепла, водоснабжения — все это осталось на плечах государства. Была допущена, с моей точки зрения, серьезная ошибка. Целостным объектом существования жилья является дом, а не квартира, но дома остались под присмотром местных органов. Это местная администрация, ДЭЗы, которые существуют с незапамятных времен, хотя раньше они и назывались по-другому. Приватизация была очень важна в социальном плане, она помогла примирить людей с реформами, но она создала определенную ловушку. Ведь люди должны платить за все — и платить по нормальным ценам, а это никак не получается. С тех пор как началась реформа ЖКХ, была попытка в соответствии с законодательством создать кондоминиумы — товарищества собственников жилья, которые брали бы на себя все расходы и представляли бы на рынке потребителей услуг. Но сейчас на всю страну создано всего 5 000 кондоминиумов. Заставить людей войти в них, платить деньги, выбирать руководителей, контролировать их, чтобы они представляли интересы жильцов, а не пользовались своим положением и присваивали средства жильцов – эта проблема пока не поддается решению. Гражданская активность, даже в собственных интересах, остается на уровне плинтуса.

ЖКХ — очень выгодная сфера для бизнеса, и бизнес пойдет в эту сферу. Но пока этого не происходит, поскольку там фиксированные цены, регулируемые федеральными и местными властями. Будь такая возможность, бизнес сам способствовал бы созданию кондоминиумов, чтоб с ними иметь дело на рынке — ему нужен партнер. Предприниматели не могут иметь дело с каждым отдельным жильцом, с каждой семьей. А с существующими ДЭЗами и ЖЭКами дело иметь никто не хочет – там все те же чиновники, откаты и прочие прелести нерыночного сектора.

Еще одна проблема, на которую постоянно жалуется население – быстрый рост цен и тарифов. Это объясняется, с одной стороны, тем, что в нерыночном секторе, которым является ЖКХ, цены и тарифы всегда будут расти быстрее, чем в условиях рынка, – такова природа монополии. С другой стороны, надо вспомнить, что долгое время государственное регулирование заключалось в замораживании цен и тарифов на тепло, газ, электричество. Особенно в той части, которая касалась предоставления услуг населению. Поэтому за годы реформ наметилось отставание, которое сейчас постепенно наверстывается.

Практически все работники бюджетного сектора, значительная доля пенсионеров, — это лица с фиксированными доходами, которые не поспевают за инфляций, и если будут свободные цены, то эта проблема в социальном плане станет еще серьезнее. Каково возможное решение? Поддерживая низкие цены, государство говорит: мы не можем их либерализовать, у нас много бедных людей. Но на самом деле эти бедные люди недополучают зарплату, пенсии, чтобы нормально оплачивать коммунальные услуги. Одна из главных проблем — очень низкие зарплаты в бюджетном секторе и очень низкие пенсии. Выход — в повышении зарплат бюджетников и пенсий до того уровня, когда их станет хватать на нормальное существование, нормальный уровень воспроизводства рабочей силы. И соответственно параллельно будут снижаться субсидии в ЖКХ.

Сейчас происходит довольно существенное повышение зарплаты в бюджетной сфере. В этом году добавят 15% с 1 мая и 11% процентов осенью, но никто при этом не говорит гражданам, что это взаимосвязанная операция, что цены в ЖКХ будут постепенно либерализовываться, и что все должны будут платить по этим ценам из своих более высоких доходов. В конце концов, это просто переход к рыночной экономике еще в одном секторе, который остался в прежнем состоянии. То, что нам не удалось доделать в 1992 году. И пока в ЖКХ не будет нормальных рыночных отношений, пусть с обременениями, которые свойственны многим видам деятельности в социальной сфере, проблемы с авариями, перебоями в подаче тепла, газа, будут продолжаться. Надо организовать прорыв, каковым и являются подлинные реформы. Но, кажется, нынешняя власть сделать это не в состоянии.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.