В регионах

В регионах Две версии кадыровской активизации. Обе хуже

18 ЯНВАРЯ 2016 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

ТАСС

С Кавказского хребта посыпались угрозы в адрес тех, кто не клянется в верности российскому политическому режиму и даже позволяет себе его критиковать. Речь идет не об оппозиции, не о политических оппонентах, а именно об инакомыслящих в классическом понимании этого термина. (Скажем, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов никакой, разумеется, не оппозиционер.) Вернее даже — об инакоговорящих.

Сначала глава Чечни Рамзан Кадыров пространно высказался о предательской сущности «пятой колонный» и призвал федеральные власти окоротить «врагов народа». Глава местного парламента Магомед Даудов (разумеется, Герой России) пошел дальше. Он в метафорической форме (говорят, чеченские силовики — все поэты) рассказал о том, что произойдет, если Путин не внемлет призыву Кадырова. Опубликованная вчера под его именем басня, в которой бесстрашная кавказская овчарка Тарзан держится из последних сил, чтобы в порыве праведного гнева не порвать разных мерзких «сявок», вне всякого сомнения, содержит уже прямую угрозу. Тем более что «сявки» перечисляются: «Есть у нас "серьезные" кобели, из-за которых у миролюбивого Тарзана сильно чешутся клыки. Это, к примеру, пекинес "Каляпа", защищающий права тех, кого подскажут питтбули, такса "Веня" со звонкой брехливой глоткой и громким "Эхо", московский беспородный пес "Пономарь" (себя заносчиво называет Львом), обитающий в мусорном ящике недалеко от Госдумы РФ, создающий дискомфорт своим зловонием в самом центре нашей столицы, "Яшка" — дворняжка…»

Вдохновение посетило бывшего чеченского милиционера и главу кадыровской администрации не вдруг. Чеченский истеблишмент неожиданно обнаружил, что кадыровских угроз в метрополии испугались далеко не все. А некоторые мало того, что отказались извиняться перед Рамзаном Ахматовичем (или, как журналист Павел Лобков, сделали это в нарочито издевательской форме), но даже позволили себе перейти в контрнаступление — представители интеллигенции инициировали сбор подписей за отставку Кадырова.

Г-ну Даудову вторит депутат Госдумы Адам Делимханов, объявленный в Дубае в международный розыск по подозрению в причастности к убийству одного из братьев Ямадаевых. Он, правда, поэтическим экзерсисам предпочитает сухую прозу: «Мы видим, как фальшивые журналисты, общественные и политические деятели развернули активную открытую борьбу с действующей властью. Они ненавидят нашу страну, и главная задача этих интервентов — уничтожение Российской государственности… Они выбрали объектом своей грязной травли истинного патриота России Рамзана Кадырова».

Отечественное экспертное сообщество задалось правомерным вопросом: а чего это чеченцы так раздухарились, что позволяют себе претендовать на формирование повестки, находящейся под контролем исключительно федеральной власти? (Как нам доселе казалось.) Мнения ученых разделились. Одни считают, что данное обстоятельство свидетельствует о слабости позиции Кадырова. Дескать, Путин устал терпеть выходки Рамзана Ахматовича и с радостного одобрения собственных силовиков готовит ему замену. Ну и тот, якобы, действует на опережение. Другие, наоборот, полагают, что глава Чечни нынче так силен и влиятелен, что вместе со своим окружением может позволить себе абсолютно любую риторику. И не только риторику.

Мне представляется, что Владимир Путин, хочет он того или нет, не обладает сегодня политическим ресурсом снять Рамзана Кадырова с должности. И не потому, что президент России, как многие утверждают, уже маленький-маленький, а глава Чечни большой-большой. Отставка Кадырова будет означать провал всей российской политики на Северном Кавказе и может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Но так ли нам важны причины возросшей активности чеченского руководства? По-моему, гражданскому обществу России сегодня необходимо осознать крайне опасный факт: в России, прикрываемая законом, действует хорошо подготовленная и вооруженная до зубов группа лиц, которая в определенных обстоятельствах одной риторикой не ограничится и однажды от слов перейдет к делу. И уже будет действовать не под покровом ночи и не руками наемников.

Представьте себе, что в Грозном заведут уголовные дела против пяти-шести представителей «пятой колонны». Скажем, по обвинению в экстремизме. А потом чеченские силовики вывезут их в свою республику для проведения «следственных действий». Вам такой сценарий кажется нереальным? Думаю, вы ошибаетесь. Это, вполне вероятно, наше ближайшее будущее.   


Фото: Россия. Грозный. 9 мая 2015. Глава Чечни Рамзан Кадыров и министр внутренних дел Чечни Алханов Руслан Шахаевич (слева направо на первом плане), депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов и руководитель администрации главы и правительства Чеченской республики Магомед Даудов (слева направо на втором плане) после военного парада, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Елена Афонина/ТАСС   




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.