В обществе

В обществе Прямая речь

29 ЯНВАРЯ 2016 г.

Алёна Солнцева, культурный обозреватель:

Дело в том, что сейчас складывается очень странная ситуация. Государство всё время урезает бюджетное финансирование и одновременно требует от финансируемых объектов количественных показателей их работы. Например, давая любому СМИ, хоть «России сегодня», какие-то деньги, государство требует отчитаться увеличением количества подписчиков, заходов, лайков и так далее. То есть, управляя СМИ как идеологическим средством, оно в то же время погружает его в рыночную логику. И любое начальство такого субсидируемого государством органа массовой информации начинает искать читателей.

А поскольку у нас не развита нишевая пресса, очень мало публики, включённой в какие-то государственные процессы, мало социальной активности, то единственное, на чём можно собрать «массового» читателя, это либо «клубничка», либо насилие. То есть СМИ вынуждены идти по пути «жёлтой прессы», им нужен скандал или какая-то подобная информация. Самое лёгкое — рассказать про какое-нибудь несчастье, уродца или катастрофу. А поскольку катастрофы, к счастью, происходят не каждый день, то на свет вытаскивается всё, что можно. Это просто способ телеканала, газеты или новостного сайта возбудить аудиторию и получить вожделенное увеличение «кликов», лайков или какое-то другое статистическое подтверждение того, что они не даром кушают бюджет.

Это стало особенно ощутимо с прошлого года, потому что начали сокращать деньги. Не случайна, например, история с «Известиями», когда ходили слухи о том, что это издание настолько коммерчески неуспешное, что его бумажную версию будут закрывать. Даже частные СМИ существуют не без государственных вливаний. Сейчас идёт сокращение платёжеспособного спроса, россияне всё меньше хотят официально платить деньги. Поэтому всё агрессивнее становится реклама и всё больше требуется контент, который их привлечёт.

Одновременно потребителю сокращают лазейки для бесплатного потребления. Например, ещё год назад 8 основных каналов на «Триколор-ТВ» были бесплатными, но потом ввели абонемент на год, а сейчас активно требуют смены приёмника. Потому что, если ты поменяешь приёмник, ты сможешь смотреть больше и лучше. Надо как-то заставить потребителя, у которого всё меньше денег, платить. А потребитель, наоборот, старается развлекать себя без участия государства, скачивает фильмы через «Рутрекер» и так далее. Но государству нужно, чтобы его СМИ пользовались спросом. Возникает такой конфликт между рынком и пропагандой.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.