Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

16 ФЕВРАЛЯ 2016 г.

Максим Блант, экономический обозреватель:

Блокада фур началась не с Украины, а с Польши. На Украине в этой ситуации просто решили поддержать польских братьев. И рассматривать этот вопрос отдельно от действий поляков бессмысленно. В их действиях надо разбираться довольно долго, изучая документы, но если говорить о каких-то общих вещах, то Россия в соответствии со словами премьер-министра Медведева находится на пороге холодной войны. И в этой войне нашими противниками являются не только коварная Америка, но и Европа, и Украина. И получается, что мы сидим в «осаждённой крепости».

Причём, по большому счёту, это – намеренная изоляция, потому что в «осаждённой крепости» гораздо проще управлять «гарнизоном», чем гражданами в нормальной стране. Тут проходят такие вещи, как снос ларьков или отъём собственности. Война всё спишет!

Насколько серьёзны потери от блокады? Зависит от того — для кого. Российский не очень крупный бизнес, люди, у которых есть всего две-три фуры, уже пострадали от «Платона», а до этого были ещё санкции и антисанкции, многие попали под блокаду турецких товаров. Так что трудно сказать, сколько именно из них разорится по итогам именно этой истории. Что касается государства, то оно уже давно перестало считать свои потери и воспринимать экономику как приоритетное направление. Но если начинать считать потери, то это надо делать по «гамбургскому счёту», начиная с аннексии Крыма. Это ещё одна капля. Конечно, произошедшее — еще не полная торговая изоляция. Есть море, самолёты, поезда. Можно торговать с Китаем, чем мы и занимаемся.

Георгий Чижов, политолог:

Формально всё началось с того, что Польша не заключила с Россией договор о транзите, в результате чего увеличился поток российских фур через Украину. А неформальным поводам стало то, что Россия запретила для Украины железнодорожный транзит через свою территорию. В результате Украина ищет альтернативные пути даже для доставки своих грузов в Казахстан. Также были скандалы на границах с пропуском турецких фур, а турки, в свою очередь, не пропускали российские. В результате, когда российских машин стало больше, общественные активисты спросили: почему Турция и Польша свои интересы защищают, а мы — нет? И началось блокирование российских фур, когда активисты просто не давали машинам проехать, требовали разворачиваться. Кто-то прорывался, кто-то нет, но ситуация была очень неприятной, в первую очередь для водителей.

Неизвестно, как бы это развивалось дальше, если бы Москва не приравняла действия активистов к действиям государства и не приостановила перемещение украинских фур по своей территории. Это сразу подтолкнуло и киевское руководство к тому, чтобы занять какую-то позицию. Надо было либо разгонять активистов, либо официально присоединяться к блокаде, что и было сделано. Это оформили как ответ на российские действия.

Мы уже второй раз наблюдаем, что украинские власти запаздывают по отношению к активистам. Первый раз это было с блокадой Крыма, куда довольно долго не пускали машины с продовольствием, а уже потом было принято соответствующее постановление Кабмина. Причём официальный Киев долго пребывал в растерянности. В этот раз они смогли пойти за активистами быстрее, благодаря тому, что их подтолкнула к этому Россия.

Прецедент заразителен. Вчера в Киеве активисты зашли в здание Минюста, требуя выполнять решение суда, принятого ещё давно, об аресте значительной суммы на счетах дочернего банка Сбербанка в Украине. Другое дело, что там ещё не завершена юридическая процедура, решение вынесено только в первой инстанции. Активистов удалось уговорить, но уже становится традицией, что общественная активность, так или иначе направленная против российских интересов, вынуждает власть принимать соответствующие решения.

В случае с грузоперевозками у участников блокады есть две позиции. Одна, более глобальная, заключается в том, что Россия ведёт против Украины необъявленную войну и непонятно, почему по территории страны должен ездить российский коммерческий транспорт. Есть менее радикальная позиция, требующая обеспечения спокойного проезда украинского транспорта по территории России. Трудно оценить, сторонников какой позиции больше.

Пассивно эти меры в украинском обществе поддерживают. Очень многие спрашивают: почему власти делают вид, будто между Россией и Украиной ничего не происходит? Власти на самом деле такого вида не делают, но и не вполне понимают, до какой степени стоит разрывать отношения. Другое дело, что вряд ли большинство граждан страны готовы подключаться к блокаде. Люди, которые принимают непосредственное участие, — это наиболее активные представители различных общественных организаций.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.