В Кремле

В Кремле Прямая речь

17 МАРТА 2016 г.

Никита Соколов, историк:

Уход Сергея Владимировича — это окончание целой эпохи в российском архивном деле или, по меньше мере, в Госархиве, эпохи, когда архив был чрезвычайно открыт и расположен к работе с историками, а также к всяческой демонстрации своих богатств на выставках и с помощью превосходных публикаций. А теперь есть подозрение, что уход Мироненко станет прелюдией к очередному архивному закрытию, хотя пока однозначной информации, подтверждающей это, нет.

Что касается истории 28-ми панфиловцев, то такие мифы, конечно, нужно выкорчёвывать. Потому что это вещь глубоко безнравственная. Целая дивизия под командованием генерала Панфилова совершенно героически сражалась под Москвой, сыграв при этом чрезвычайно важную роль в определении исхода противостояния. Но мы не разыскиваем их скелеты и не памятуем подлинных героев, зато вспоминаем совершенно фантастические и мифические истории.

Николай Сванидзе, тележурналист, член Совета по правам человека при президенте РФ:

Я отправил Сергею Владимировичу эсэмэс с выражением моего уважения. Вне зависимости от конкретной технологии его отстранения, моё почтение к нему остаётся неизменным. Сергей Мироненко очень долго и последовательно играл позитивную роль на той должности, которую занимал. Это очень образованный и очень преданный своей профессии человек, который считал, что главная его задача — открывать архивы и знакомить людей с исторической правдой. По крайней мере, вся его деятельность была направлена именно на это. Он твёрдо и последовательно занимал позицию правдивого историка, никогда не шёл на поводу у политической конъюнктуры, за что ему от меня большое спасибо.

Скорее всего, вне зависимости от того, как технически выглядела его отставка, какие бы ни были поводы и внешне озвученные основания, реальной причиной его ухода послужило именно несовпадение с нынешней генеральной линией в том, что касается истории. Которая, к несчастью, используется сейчас в качестве служанки политической конъюнктуры. Но Сергей Владимирович Мироненко для такой роли не подходит.

Говоря об опровержении исторических мифов, можно вспомнить слова председателя Мао: «Пусть расцветает сто цветов!». Нужно просто говорить правду. Во-первых, далеко не всё общество немедленно начинает вчитываться в то, что сказано по поводу тех или иных исторических фактов. У людей есть и своя собственная жизнь. Никакого шока от того, что панфиловцев не было, или, точнее, их судьба на том участке была совершенно иной, нет. Каждый будет верить в то, во что захочет. Кто-то продолжит верить в миф, для кого-то он начнёт размываться. Это в любом случае не приведёт к подрыву морали и падению патриотизма. Патриотизм вообще не зависит от того, были 28 панфиловцев или нет. Любовь к Родине имеет совершенно другие источники. Великие русские поэты, которые критически относились к власти в России, любили эту страну не меньше, чем певцы той же власти! Задача историка — говорить правду. Если он начинает врать, то перестаёт быть историком и становится платным пропагандистом. Мы ведь не ожидаем, что физик будет отказываться от каких-то своих теорий в угоду общественному мнению?


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.