В обществе

В обществе Прямая речь

18 МАРТА 2016 г.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Во-первых, это событие предсказуемое и ожидаемое. Но оно не является каким-то вызовом Кремлю, напротив, это демонстрация запредельной преданности Кадырова лично Путину. Смысл тут в следующем. Понятно, что силовики в Ингушетии и Дагестане, не говоря про федеральных, испытывают к Кадырову крайне недружественные чувства. Он позволяет себе делать то, что наносит ущерб их чувству самоуважения, престижу и статусу. И Кадыров, и Путин это прекрасно понимают. Отсюда следует простой вывод – как только исчезает сила, сдерживающая ФСБ, ФСО, Внутренние войска, Следственный комитет, МВД, а имя этой силе – Владимир Путин, Кадырова сразу же порвут на клочки. И поэтому президент Чечни показывает, что отступать ему некуда, он будет верен до гроба. А если будут происходить какие-то внутренние передряги и попытки переворота, то Кадыров останется верен, потому что без Путина он и сам – не жилец. Подобные действия — это клятва на крови.

Конечно, в некотором смысле Кремль недоволен произошедшим, так как для него это является проблемой. Но лично Путин не может не ценить такую готовность положить голову на плаху. Хотя он и понимает, что это всё – не совсем настоящее, и если станет совсем плохо, то господин Кадыров даст дёру в Арабские Эмираты, и никто его там не найдёт.

Но это – чисто феодальная составляющая этой история, отношения между сюзереном и вассалом. Есть и другая: демонстративный отказ от государственных институтов и даже от формального уважения к ним. Что также является косвенной присягой путинской системе ценностей, основывающейся на крайне просто логике, унаследованной из СССР: «винтовка рождает власть». У кого есть достаточно большая бригада с винтовками или автоматами, тот и контролирует ситуацию в порту, торговом центре, регионе или стране. Это абсолютно мафиозный подход. Понятно, что в таких условиях не может быть ничего даже близкого к соблюдению конституционных прав, писаных законов или европейского представления о приличиях. Наоборот, ситуация всё больше скатывается к прямым мафиозным указаниям. Если бы кто-то из людей Кадырова решил отказаться выполнять его очевидно преступные указания, ему негде было бы искать защиты в России. Ни суд, ни прокуратура, ни полиция, ни перемена места жительства не спасут его от кары, останется только бежать из страны. Его руководитель в такой ситуации объединяет в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти, а также палаческие функции, идеологические, военные, дипломатические и какие угодно ещё. Всё зависит от него. Он сказал «убейте» – убьют, сказал «избейте» – изобьют, сказал «унизьте» – унизят. Исполнители и сами беззащитны перед ним. И подобными действиями кадыровская вертикаль показывает, что и её собственные члены лишены любого формального механизма защиты. Эти «крутые пацаны» никак не могут обезопасить себя от произвола сверху, что подразумевает и полное бесправие населения.

Такая деградация до уровня татаро-монгольской организации, когда ты отвечаешь за всё головой, была возрождена в нашей стороне товарищем Сталиным. И сейчас скатывание к ней чувствуется всё отчётливее. Если человек из Европы, глупый норвежец или швед, едет в Чечню, то он думает, что там он защищён дорожной полицией, прокуратурой. У него в голове не укладывается, что он приезжает на территорию, которой правит мафия. Самое маленькое государство отличается от самой большой мафии тем, что в государстве есть разделение властей и писаные законы. А в мафии что скажет «крёстный отец», то сделают, в этом её сила. И Путин сейчас видит, что глава Чечни «целует руку с перстнем» и даёт понять, что вручает свою жизнь начальнику.

Причём Кадыров достаточно умный человек для того, чтобы тонко чувствовать психологические запросы своего босса. А раз он им отвечает таким образом, значит там что-то не в порядке. Что за персонаж сам Кадыров – понятно. Но если при этом принимаются такие жесты и остаются безнаказанными убийства Политковской, Эстемировой, Немцова, недавние нападения на журналистов и, наконец, случай с Каляпиным, значит — с самым верхним этажом власти что-то не так в психиатрическом плане.

Насколько инициатива в случае нападения на Каляпина исходила от Кадырова лично, мы точно не узнаем никогда. Но если что-то в Чечне произойдёт против его воли или просто будет ему не в радость, то люди, которые это себе позволили, не проживут и суток. Их быстро найдут, объявят членами бандитского подполья, а потом их тела окажутся в лесу с автоматами и документами из ИГИЛ. Но этого не произошло. Ситуация тут похожая на убийство Бориса Немцова: возможно, оно не было запланировано верховными властями, но заказчики так и не были найдены. Никто ведь не найдёт тех, кто обсыпал Каляпина, входящего, между прочим, в президентский Совет по правам человека, мукой и закидал яйцами. А если и найдут, то это будет кто-то, кого не жалко.

Но и Путин, и Кадыров свои территории контролируют полностью. Другое дело, что мафия организована всегда по принципу холдинга. Первое лицо не управляет каждой ситуацией, оно раздаёт сферы ответственности. Этот контролирует нефть, этот – газ, а ты – эту территорию, а ты отвечаешь за военную составляющую и так далее. И что тебе поручено – то ты и делаешь, но при этом остаёшься достаточно раскрепощённым в плане траты ресурсов и методов. Но если ты нарушишь какие-то неписаные правила, то тебя найдут и уничтожат. Вот и весь контроль.

Можно подворовывать, большой беды нет – страна богатая. Но если ты перестаёшь платить «в общак» или платишь так, что остальным кажется, что ты «берега попутал», то тебя устранят. Но до мелкого уровня никто не опускается, каждый объект не контролируется. И при Сталине были чудовищные фальсификации статистики, которые его совершенно не волновали. А вот если в нужный момент какая-то воинская часть не окажется там, куда он велел её отправить, или не будет убит Троцкий, то те, кто за это отвечают, долго не проживут. Так и Рамзан Ахматович. Имидж того, что он вникает во все детали, приезжает смотреть на стройки, сам отстреливается от бандитов – это виртуальное явление. На самом деле у него другие интересы. Ясно, что он просто сказал про Каляпина: «Разберитесь, чтобы он больше тут не появлялся». Вот они и разобрались. А может у его людей у самих был прилив творческих сил. Но они люди умные и понимают, когда можно сжечь, а когда – только в муке вывалять.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.