В обществе

В обществе Прямая речь

4 АПРЕЛЯ 2016 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Итак, возможные последствия.

Для России — сейчас никаких, хотя накопительный эффект будет действовать, медленно, но будет. Как в СССР, где лишь несколько процентов населения крупных городов слушали потихоньку «голоса» и разговаривали на кухнях, а остальные смотрели программу «Время». Но ко многим из них информация (истинная — про Галину Брежневу, или ложная — про романовскую свадьбу в Ленинграде) поступала окольными тропами и вызывала разную реакцию — от «ух ты!» до «лгут все империалисты». А до полного обвала во второй половине 80-х чаще всего такую: воруют, конечно, но свои же. А в мире ситуация трудная, Рейган войной угрожает, поэтому нагнетать не стоит.

Для Украины — еще один моральный удар по Порошенко, причем несвоевременный для него, так как произошел во время коалиционных переговоров и решения вопроса о назначении генпрокурора. Провести полностью своего прокурора станет сложнее. Но и своего поста президент не лишится.

Для Великобритании — формально ничего (отец Кэмерона умер в 2010 году), но с психологической точки зрения перед референдумом — плохо. Тем более что значительная часть консерваторов идет против премьера и требует выхода из ЕС.

Для Китая — ничего. Ли Пэну 87 лет, он давно ушел из большой политики, а коррупционные слухи в отношении его семьи были и раньше. Реальным конкурентом для нынешнего лидера это семейство не является, а создавать опасный прецедент использования внешних разоблачений для публичных действий никто не будет (если сажают, то по материалам собственных органов).

Для Испании само присутствие в списке имени тети нынешнего короля — очередной удар по позициям королевской семьи. Тем более что летом ожидается приговор в отношении инфанты Кристины, обвиняемой в коррупции (и общественное обвинение — в Испании оно есть — требует для нее восьми лет лишения свободы).

Для Исландии — премьер на грани отставки; там с общественным мнением очень серьезно: чуть было одного из предыдущих премьеров за кризис не посадили (впрочем, отбился за недостатком улик).

Дмитрий Орешкин, политолог:

Любой человек, который понимает, как устроена власть, понимает, что в наших условиях она склеена коррупцией. Если её не будет, то как удержать под контролем Чечню? Если там будут демократические выборы, то она уйдёт далеко от Москвы. А если выборы не демократические, то людям, которые контролируют ситуацию, нужно давать какие-то «пряники». И когда Кадыров говорит, что деньги ему даёт Аллах, то мы примерно понимаем, что тумбочка у этого Аллаха — в бюджете Российской Федерации. То же самое можно сказать про остальных губернаторов, региональные, военные и медийные элиты. Путинский консенсус скреплён коррупционным цементом, по-другому и быть не может.

По сравнению с советскими временами это большой прогресс. Потому что тогда лояльность склеивалась угрозой расстрела или посадки, тогда она работала на страхе, а сейчас — на интересе. Но поскольку ценности в принципе остались советскими, то эти люди привычно воспринимают государство и его институты как свою частную собственность. Они выполняют задачи, поставленные сверху, например, в случае Кадырова — контроль над территорией и борьба с боевиками, и в остальное время могут использовать подведомственные структуры в своих интересах. Следственный комитет в то время, когда не преследует Навального или кого-то ещё, может отжимать деньги у бизнеса для себя. Так же и ФСБ, внутренние войска, прокуратура. Это понятно, и даже неизбежно как этап перехода от абсолютной тоталитарности к относительной. Этих людей надо было как-то купить, и Путин реализовал такой механизм поддержания стабильности. Так что счетов не могло не быть, вопрос был только в том, где, у кого персонально, кто и как их открыл.

Вопрос в том, что теперь делать. Идеальный вариант был бы не заметить. Но не получится. Второй вариант — запугать, господин Песков уже предупредил, что подадут в суды. Но запугать тоже не получается. Третий вариант — нанести контрудар. И нанесли — по Касьянову. Но у того не обнаружилось счетов в офшорах. Может быть, они и есть, Касьянов не ангел, но, во-первых, он не является действующим членом правительства, а во-вторых, он такой удар переживёт и будет функционировать дальше. Так что остаётся генерировать контрпропагандистские материалы по логике «а у вас негров линчуют». Будут говорить про Порошенко, хотя кто бы сомневался, что он коррупционный человек. Ему уже давно следовало бы продать свой чёртов «Рошен» и заняться политикой, но, видимо, слаб человек.

Выступления в адрес Порошенко напоминают советскую историю: товарищ Сталин в свое время говорил, что на Западе буржуазия уничтожает своих классовых врагов, ссылаясь на дело Сакко и Ванцетти, приговорённых судом к смертной казни. И в ответ советская власть тоже будет уничтожать своих классовых врагов. Тогда под разговоры о двух осуждённых пролетариях развернулись преследования сотен тысяч людей вообще без суда. Сейчас нам тоже объяснят, что все остальные врут и воруют. Хотя получается, что, видимо, не все, данных больше по развивающимся странам. Был в своё время скандал и в отношении развитых стран, но он был связан со Швейцарией. А Панама специализируется по бывшему советскому союзу и третьем миру. Так что крыть нечем, остаётся кричать и пугать.

Самое неприятное в этой ситуации то, что все эти ребята не могут расстаться с властью не только из-за того, что лавки на их галере мёдом намазаны. Это вопрос политического выживания. Если они теряют власть, то в рамках той системы ценности, которую они и создали, другие люди, которым переходит власть, начинают её использовать в своих интересах. И тот же самый независимый суд и самая честная прокуратура найдут чудовищные преступления в деятельности людей, перед которыми ещё недавно ходили на карачках. Если частная собственность переходит в чужие руки, она используется в интересах нового хозяина, так что никаких гарантий нет и быть не может.

А это значит, что если нынешние власти почувствуют угрозу, то решат, что можно отменять выборы, вводить военное положение, отменять Конституцию. Любые средства хороши. В этом и заключается системная опасность той вертикали, которую создал Путин. В 99-м году было иначе, Ельцин мог рассчитывать на то, что его защитит некое серьёзное отношение к закону, и Путин соблюдал эти правила. А сейчас весь народ скажет: кто же соблюдает законы! И у них не соблюдают, и у нас. Эта деградация законов и правил общественной жизни за 15 лет привела к тому, что ни на что полагаться нельзя. Понятия чести, профессиональной этики и так далее вызывают просто утробный смех. И всё это сделано для того, чтобы сохранить власть. Но в результате её можно сохранять только всё более и более низкими средствами.

Динамика движения вниз давно замечена многими, но не большинством сограждан. Сейчас понимание приходит и к ним. Это очень болезненный процесс, потому что он связан с необходимостью признать себя идиотом и согласиться с тем, что тебя водили за нос 15 лет. Но приходится, потому что всё яснее узнаём, как эти товарищи распихивали деньги по карманам и прятали в офшорах. Что и раньше было понятно всем вменяемым людям, а теперь доходит и до тех, кто живёт в информационном коконе, где Сталин самый честный политик, а Путин — его достойный преемник.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.