Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

13 АПРЕЛЯ 2016 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Парламентские выборы в Сирии мировым сообществом признаны не будут. Они проходят полностью под контролем Асада, в них участвуют либо его сторонники, либо те оппозиционеры, которых он сам отобрал и которые реально его поддерживают. Поэтому результаты голосования предрешены. Но противники Асада в международном сообществе, а это и Запад, и арабские страны, решили просто не обращать на эти выборы внимания. Они не могут реально воспрепятствовать, так как выборы проходят на территориях, контролируемых сирийским правительством, поэтому будут просто их игнорировать и ориентироваться на диалог в Женеве. Который проходит вне зависимости от этих выборов.

Другое дело, что Асад сейчас чувствует себя уверенно, благодаря поддержке России, и снова начал говорить о необходимости брать Алеппо, а потом идти на Ракку. И эти выборы могут послужить ещё большему росту его амбиций. Но, с другой стороны, есть вопрос о степени боеспособности сирийской армии без поддержки российской авиации, которая внесла перелом в военные действия прошлого года.

Так что главный вопрос сейчас – не исход выборов, а то, произойдёт ли наступление на Алеппо. Если оно состоится, то политический диалог в Женеве станет бессмысленным. Потому что тогда Запад будет рассматривать различные варианты поддержки анти-асадовской оппозиции. Тут всё также непросто, Обама настроен предельно осторожно, что вызывает критику со стороны немалого количества американских политиков и чиновников администрации. Что касается России, то она заинтересована в том, чтобы остаться в Сирии, и не так сильно держится за саму фигуру Асада. Прекращение крупных операций российских сил в Сирии Асаду явно не понравилось, и в остановке предполагаемого наступления на Алеппо Россия тоже сыграла свою роль. Но, с другой стороны, других союзников, кроме Асада, у Кремля в Сирии нет. Лояльная Асаду оппозиция не имеет своих вооружённых формирований, а во время гражданской войны тот, у кого нет вооружённых сторонников, не имеет политического веса. Поэтому Россия, с одной стороны, сдерживает Асада, но, с другой стороны, помогает ему.

Николай Сурков, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России, эксперт РСМД:

Эти выборы достаточно противоречивы. С одной стороны, они проводятся, мягко говоря, не вовремя. Избрание нового парламента, который будет абсолютно, на 100% лоялен президенту Асаду, вызовет недовольство оппозиции и тех стран, которые её поддерживает. Это может осложнить ход переговоров в Женеве. С другой стороны, происходящее сейчас в Сирии, где наблюдается достаточно высокая явка, и люди приходят на участки, чтобы поддержать правительство и сирийскую армию, – это своего рода мандат доверия, который должен укрепить сирийскую государственность как таковую. Кроме того, важно подчеркнуть, что по Конституции выборы должны проводиться. Истёк срок полномочий парламента предыдущего созыва, и для Дамаска важно подчеркнуть, что он соблюдает те нормы, которые сам и установил.

Но если в Женеве будет всё-таки достигнуто какое-то соглашение, то нынешний парламент просуществует недолго. Как только стороны договорятся о создании переходного правительства, придётся проводить новые выборы, на которых будут присутствовать кандидаты от оппозиции. Потому что сейчас их в списках практически нет, там только люди, лояльные режиму. И создать в таких условиях репрезентативный парламент невозможно.

Надо посмотреть, как будет развиваться ситуации в ближайшие 2-3 недели, и, самое главное, как будут идти переговоры в Женеве. Новости из Сирии приходят тревожные и относительно судьбы перемирия, и относительно того, как будут складываться отношения между тремя основными группами, сражающимися против ИГИЛ. Это правительственная армия, курды и светская оппозиция, которую поддерживает США, Турция и ряд других государств. Нельзя исключать, что сейчас начнётся борьба между ними за контроль над освобождёнными территориями. И на таком фоне выборы скорее подливают масла в огонь, чем способствуют стабилизации. Но для того куска страны, который контролируется правительством, это может стать фактором, укрепляющим само сирийское государство. Однозначной оценки этим выборам дать нельзя, есть и плюсы, и минусы, хотя минусов пока больше.

Ещё одна проблема с нынешними выборами – у депутатов нет никаких толковых программ. Лозунги достаточно общие: обещания восстановить страну, примирить, победить террористов. Это всё очень общо, а конкретных предложений нет. И это, в частности, повлияло на отношение некоторых избирателей, особенно интеллигенции. Многие относятся к этим выборам как к некоему фарсу. Но всё равно многие пошли на участки просто для того, чтобы продемонстрировать свой патриотизм и то, что они готовы поддержать людей, сражающихся за них. Но даже на территориях, подконтрольных правительству, существуют сомнения относительно качества выборов и качеств людей, которые будут избраны в парламент. Но это выборы в условиях войны, большего ожидать от них трудно.

В любом случае, решение о том, продолжать войну или нет, примет не парламент, а верховный главнокомандующий. Парламент может только благословить какие-то инициативы. Это может оказаться важным, если опять встанет вопрос об изменении Конституции или о ратификации каких-то соглашений, принятых в Женеве. Но на ход боевых действий состав парламента не влияет. 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.