В Кремле

В Кремле Прямая речь

27 МАЯ 2016 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Само выступление Бастрыкина свидетельствует о том, что тема «национальной идеи» не уходит из публичного пространства. Интересно, что её высказывает руководитель Следственного совета, который должен отстаивать конституционные принципы, при том, что в Конституции очень чётко зафиксирован плюрализм, не совместимый с какой-то официально провозглашённой «национальной идеей».

Но Бастрыкину хочется предстать в роли не только главного следователя, но и идеолога. Возможно, он рассчитывает стать выразителем общественного мнения, одновременно поддерживая самые консервативные тенденции. Тем более что именно сейчас на этом можно повысить свою популярность. Общество тоскует по Сталину, но реально хочет вернуться не к нему. По Сталину можно поплакать, но жить при нём больно рискованно, поэтому реально россияне хотят жить, как при Брежневе, с некоторыми исключениями. Например, не хочется государственного атеизма, да и идеология должна быть другой. Но в целом люди тянутся к тому периоду.

Так происходит по многим причинам. Для многих это – времена их молодости, любви, когда они были полны сил и надежд, многие из которых потом рухнули. Кроме того, очень распространено сильное желание, чтобы Россия была имперской страной, чтобы её в мире боялись. «Холодная война» воспринимается как нечто положительное, борьба сверхдержав, одна из которых – это Россия. Это очень привлекательно для многих, при чём в том числе и для тех, кто ещё не жил в эти времена и очень удивляется, когда слышит, что тогда нельзя было, к примеру, свободно въезжать и выезжать из страны. Такая возможность воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Так что есть ностальгия по временам, когда всё было просто и понятно. Не надо было принимать никаких решений, их принимали за тебя, не надо было выбирать из разных идей. Но раз та идеология всё-таки умерла, надо придумать что-то новое. И придумывается что-то более размыто-патриотическое, без классовой борьбы и товарища Ленина, но с товарищем Сталиным. Это нравится обществу, где хотят чего-то определённого, чтобы это преподавали в школах, а то дети отбиваются от рук. И глава Следственного комитета реагирует на такой запрос, чтобы повысить собственную общественную значимость.

Понятно, что на Конституцию у нас сейчас не очень много внимания обращают. Её трактуют, исходя из принципа политической целесообразности. Но, согласно аппаратным правилам, такая роль Бастрыкина как государственного идеолога может быть для него приятна, но не очень перспективна. Можно вспомнить Устинова, который был Генеральным прокурором, он тоже выходил за рамки своей текущей деятельности, выступал с идеологическими заявлениями и был отправлен в отставку. Отставили его с почётом, он стал министром, но всё равно это был уже другой уровень влияния. Так что подобные высказывания, выходящие за рамки полномочий, вполне понятны, но могут быть не самой рациональной стратегией своего позиционирования в публичном пространстве.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.