В обществе

В обществе Прямая речь

3 ИЮНЯ 2016 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

В история Пушкарёва мы видим конфликт между губернатором и мэром. Губернатор был прислан из Москвы, мэр — коренной. И теперь этот конфликт разрешается. Основная проблема тут заключается в очень специфической дальневосточной элите, которую часто обвиняют, в частности, в связях с криминалом. Это обусловлено спецификой региона: он далеко от Москвы, зато близко к зарубежным странам. Что даёт массу возможностей для контрабанды, при этом возможности контроля снижены.

В данной ситуации интересен ещё и такой момент: Пушкарёв, как и вся наша элита, состоит в партии «Единая Россия». Обычно вопрос о приостановке членства арестованного единоросса в его партии проходит без проблем, от такого человека все сразу шарахаются. А здесь такое решение пока провести не удалось. Конечно, ещё проведут, вышестоящие органы «разберутся», но примечательно, что местные не захотели голосовать против своего. Что-то вроде этого можно было видеть только в Дагестане, когда там арестовывали мэра Махачкалы Амирова. Но там обвинения были куда более серьёзными.

Арест Пушкарёва показывает, что федеральный центр смог своего добиться, позиции губернатора укрепятся. Но специфика дальневосточной элиты никуда не денется. Вместо одного мэра придёт другой, и с ним тоже нужно будет налаживать отношения, пусть и на каком-то ином уровне, с учётом этой истории.

Но это не столько борьба элит внутри региона, всё-таки местные свои конфликты стараются разрешать иначе. Примером может служить то, как, когда в Ярославле победил на выборах мэр Урлашов от оппозиции, его просто раздавили. Прокурор сейчас требует 15 лет лишения свободы и огромный, совершенно неподъёмный штраф. Тут как раз можно говорить о том, что пришёл чужак, выиграл выборы, а местные его вытеснили. Сейчас в Ярославле всё вернулось на круги своя, городом управляют старые элиты, и никаких новых крупных скандалов не происходит. Понятно, что Урлашова в результате осудят, вопрос только в том, какой будет срок и штраф.

А история с Пушкарёвым и рядом других недавних арестов и отставок отражает стремление федерального центра укрепить свои позиции. Москва хочет показать региональным элитам, кто в доме хозяин, это явно делают федеральные силовики. И относится это не только к Приморью. На него просто обращается больше внимания в силу специфики региона, прежних конфликтов, фигур старых губернаторов. Но если посмотреть самые крупные скандалы, аресты губернатора Сахалина или главы республики Коми, которому сейчас предъявляют новые обвинения, то там не было никаких внутренних конфликтов, это просто позиция центра.

Так и здесь. Впервые за современную историю приморского края туда привели «своего» губернатора из Москвы, и конфликт был разрешён вполне предсказуемо. Вопрос только в том, какой будет формат этого разрешения: арест или увольнение. Но это не брутальные разборки «на местах», а стремление центра сделать элиты более управляемыми. В том числе и в «проблемных» регионах, где такие аресты должны сыграть роль негативного примера для остальных.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.