Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

14 ИЮЛЯ 2016 г.

Иван Коновалов, директор Центра стратегической конъюнктуры:

Прямо сейчас нет свидетельств того, что отношения между Россией и НАТО улучшатся или что будет хоть какой-то диалог. Пока ситуация просто никакая. Но в то же время понятно, что обе стороны оставляют за собой пространство для манёвра, прошедшая встреча между представителями России и Альянса говорит о том же. Доводить конфронтацию до ситуации времён холодной войны никто не хочет. Так что со временем сближение, конечно, начнётся, хотя взаимоотношения между Россией и НАТО уже никогда не будут такими, как ещё несколько лет назад.

Но о возвращении к холодной войне говорить тоже не стоит. Всё-таки существует очень много причин для сотрудничества. Какой бы конфронтационной ни была ситуация, есть слишком много вещей, которые вынуждают НАТО иметь дело с Россией. А Россия от этого не откажется.

Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика» (Republica):

Постепенно у нас наступает осознание, что игры в военный паритет с НАТО невозможны. В своё время это поняли и в Советском Союзе. У нас нет экономического паритета, а значит, даже если на короткой дистанции мы можем сконцентрироваться на развитии военно-промышленного комплекса и оборонных заказов, то потом наступит экономический провал и глубокая просадка по части соперничества. Поэтому как бы далеко отношения ни заходили в опасную сферу, близкую к холодной войне, затем всё приходит к разговору о необходимости договариваться о мерах контроля и разрядки. Мы это всё проходили в СССР, сейчас работаем просто «под кальку».

Вся инфраструктура холодной войны уже выстроена, не стоит себя обманывать, что это ещё не она. Психологическая обстановка, характер обсуждений — всё вернулось. Но это означает наступление новой фазы, когда ясно, что необходимы договорённости, в том числе и нам. Нужны сокращения, взаимные ограничения и подобные шаги, иначе мы эту гонку не выдержим. Простой пример: на обсуждении государственной программы вооружений на 2018-2025 годы Минфин внёс максимальный вариант 12 триллионов рублей, а Министерство обороны просит 24. И где взять 12 триллионов разницы, сегодня никто не знает.

Поэтому, когда заканчиваются военные возможности, на первый план выходят дипломаты. И это хороший знак, так как теперь медленно начнётся процесс обсуждения различных мер доверия и подобных шагов. А ограничение скорости всегда выгодно тем, у кого двигатель более слабый. И поскольку экономический двигатель у нас гораздо слабее, то и ограничения выгодны, в первую очередь, нам, а потом уже остальным странам. И как трава пробивает асфальт, так и эта простая истина начинает пробивать мозги тех людей, которые принимают у нас решения.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.