В обществе

В обществе Чаплин, Бог и самооборона

19 АВГУСТА 2016 г. СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ

ТАСС

Кейс с Чаплиным я бы принялся разбирать с конца. Радиостанция «Эхо Москвы», часто приглашавшая его на духоподъемные беседы, обалдела наконец от очередной порции кровожадных высказываний и заявила, что больше не пустит его в эфир. Чаша великотерпения переполнилась. Запрет на микрофон был поддержан либеральной публикой и, наоборот, осужден публикой патриотичной, циничной. Сам Чаплин посчитал скандал своей моральной победой: «Почему-то сказал правду о том, что такое все-таки христианство. Ура!» Но и снизил ставки. Он-де призвал не вообще к уничтожению неугодных, а только в целях самообороны: «А я сказал, что православные могут защищаться от того, кто их хочет убить, россияне имеют моральное право предотвращать теракты, и церковь этого не запрещает». И типа, что тут не так?

Конечно, «не так» тут только то, что это голимая неправда. О самообороне речь ни в коем случае не шла, хотя и в «самообороне» есть непроясненные моменты. Насколько самооборона может упреждать агрессию? Агрессор только подумал, а самооборона его уже – чик – и уничтожила. Правильно ли это? По-христиански ли? Куда тогда прикажете засунуть «не убий»? Не становится ли такая самооборона сама агрессией, и как разбираться со случаями, когда она сильно завышена, когда жертва насилия, например, убивает насильника?

В отношении сексуального насилия, кстати, мнения делятся половина на половину, и, насколько мне известно, российская правовая система, защищая право на жизнь, не одобряет женский самосуд. Однако та же правовая система достаточно безальтернативна, когда речь идет об изложении взглядов. Как раз в этот момент в Московском окружном военном суде судят двадцатилетнюю девушку за то, что она в порядке размышления на своей страничке опубликовала молитву «О Аллах, возвысь знамя джихада». Этой девушке грозит реальный срок, хотят молитва эта точно не ее, а Аллах уж точно никак на эту молитву физически не отреагировал, джихад не поддержал, будучи, насколько мне известно, существом глубоко мифическим… Тем не менее девушку судят и, скорее всего, осудят. В порядке самообороны от терроризма,

Другой случай самообороны произошел намедни в Питере, когда по предписанию кавказских правоохранителей питерские правоохранители устроили в городе небольшую войнушку, убив в некой квартире несколько человек. Может, за дело, может, нет, но, насколько я понял, те в этот момент ни на кого не нападали, а предписание кавказских правоохранителей, часто поставляющих нам в метрополию вымогателей и наемных убийц, не совсем чтобы приговор. Да и время мирное, на убийства в жилых домах вот так мимоходом никак не заточенное.

Но вообще наше общество в целом признает право государства на самооборону от террористов, скучно реагирует на бомбежки в далекой Сирии, по той же самой причине не сильно удивляется разборкам между боевиками и правоохранителями. Другое дело все же, о чем говорит любезный протоиерей Всеволод Чаплин – о превентивном уничтожении социальных групп, мешающих поступательному движению к светлому будущему России. Так поступал, в частности, Иван Грозный, памятник которому собираются установить в Орле. По версии Чаплина, совпав своей волей с волей народа, он уничтожал в основном лазутчиков, причем некоторых варил в кипятке, других жарил на сковороде, а одним нехорошим человеком выстрелил из пушки… Огромное количество было лазутчиков…

Опять же, твердых доказательств преступлений и садизма Грозного нет. Нет записей с видеокамер, одни только слухи. И даже сына он, может быть, и не убил вовсе, предварительно пнув его беременную жену ногою в живот, а сын, может, помер сам, захворав. Репин рисовал не с натуры, и картина — не фото из уголовного дела. Но то, что происходило при большевиках и потом, задокументировано достаточно четко. И что-то, мне кажется, не сильно отличалось от деяний Грозного – ведь один архетип. Иногда мы историю вычисляем по прошлому, а иногда прошлое – по настоящему.

Убивали всех, кому не повезло родиться в правильной семье – представителей так называемых эксплуататорских классов. Царя расстреляли вместе с врачом, прислугой и детьми, трупы облили кислотой, скинули в шахту. В деревне уничтожили кулаков – тех крестьян, которым не повезло стать не лентяями и не спиться. А потом стали косить и «своих» — за взгляды. Все под тем же соусом: а вдруг они лазутчики?

Свой персональный джихад фашист и негодяй Чаплин ведет за то же: что плохого в том, чтобы уничтожить некоторое количество «пятой колонны»? И ссылается, черт, на Бога. Потоп, Содом и Гоморру. «Смотрите, даже Бог, если мы читаем Ветхий Завет, если мы читаем Апокалипсис, то есть Новый Завет, прямо санкционировал и санкционирует в будущем уничтожение большого количества людей для назидания остальных. Не как наказание, не как месть, а для назидания остальных. Для назидания обществ иногда необходимо уничтожить некоторое количество тех, кто достоин уничтожения».

Иными словами, ранний боженька был мастак по части геноцида, а религия за тысячелетие достигла совершенства по части перепутывания местами «можно» и «низзя». То «не убий!», то «убий всех». И демагог Чаплин – один из лучших представителей этой всеобщей Демагогии. Важнее, впрочем, другое. Скоротечная эволюция наших чаплиных от демократических неформалов и фриков ельцинского периода («А ведь так все ясно: не делай другому того, что не желаешь себе…» — это из статьи Чаплина того периода) в фашистов при нынешнем режиме. Что не остановишь одним только неприглашением на «Эхо». С «Эха» пойдут еще куда-нибудь, а скандал запишут себе в актив. «Почему-то сказал правду о том, что такое все-таки христианство. Ура!».

Такие, как Чаплин, ходят они на «Эхо» или не ходят, ведут за собой легион бесов, прикрывающихся самообороной. Мы, мол, обороняемся от лазутчиков.

Возникает неминуемый вопрос к головной организации – РПЦ: «А вы согласны со своим бывшим спикером, а нынешним протоиереем, что нужно убивать по звонку от шефа — Господа Бога? Где у вас этот красный телефон?».

Я уверен, есть и честные священники, и честные добрые православные, но не пора ли им выйти из окопов? Не пора ли верующим тоже как-то определиться в своей морали, а то храмов все больше, а нравственности и терпимости все меньше. Так, может, это всё и не христианство вовсе? Вас, как говорится, кто-то обманул.


Фото: Россия. Москва. 18 октября 2013 год. Председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин во время пресс-конференция на тему: "Традиционные религии против эскалации вражды. Вызовы межнациональному и межрелигиозному миру, совместный ответ на них". Зураб Джавахадзе/ТАСС





Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.