В Кремле

В Кремле Куда Путин послал страну в 13-й раз

2 ДЕКАБРЯ 2016 г. ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Шел 25-й год с момента величайшей геополитической катастрофы ХХ века. В первый день последнего месяца этого трагически юбилейного года Владимир Путин проснулся с тяжелым чувством. Что-то сегодня у меня неприятное запланировано, какая-то унылая гадость, сказал он себе. Ах, да! Опять это послание… Куда их на этот раз посылать? И зачем? Да и цифра какая-то нехорошая… Может, послать их всех да и отменить эту лабуду? Путин подошел к зеркалу, вздохнул, подпер языком сначала одну щеку, потом вторую, потом показал себе язык, еще раз вздохнул и поехал в Кремль.

В Кремле Путин говорил 67 минут. Произнес за это время 7322 слова, из которых не было ни одного такого, которое россияне не слышали бы много раз, как от самого Путина, так и от Медведева, Ельцина, а также Брежнева и Черненко. Из этого ряда немного выламывается Горбачев и в какой-то степени Андропов. Впрочем, последний быстро умер, поэтому успел мало что сказать.

Поскольку 7322 слова — число большое, то вполне уместно привести некоторые данные контент-анализа, которые проделали в РБК, сравнив частоту употребления слов в 13 посланиях Путина. Слова «права» и «свобода» входили в пятерку лидирующих слов по числу произнесенных два раза. В послании 2000 года Путин их произнес 36 раз, в послании 2005 года — 52 раза. С тех пор эти слова из лексикона Путина ушли, а если и употреблялись, то в основном в ироническом или негативном контексте.

Начиная с 2007 года, лидерские позиции прочно заняли слова «Россия» и «российский». В путинском понимании «Россия» — это что-то внешнее по отношению к населению, поэтому граждане, несмотря на то, что «трудностей и проблем хватает», готовы «работать ради России», поскольку для них главное — «сердечная, искренняя забота о ней».

На втором месте по частоте употребления с 2007 года удерживаются слова «нужно» и «необходимо». В здравоохранении у нас все хорошо, но нужно, чтобы было еще лучше. У нас все отлично в образовании (экономике в целом, особенно в сельском хозяйстве и в IT-отрасли), но надо, чтобы было еще лучше. Все разделы послания, посвященные экономике, это был поздний Брежнев, образца 1981-1982 годов. Чистейший и незамутненный Леонид Ильич с его «неуклонным ростом экономики», «увеличением объемов продукции» и «интенсификацией сельского хозяйства».

За час с лишним говорения Путин умудрился не поднять ни одной реальной проблемы страны. А в некоторых случаях возникало ощущение, что он просто глумится. Чего стоит дивный пассаж в самом начале про выборы и парламент. «Курс на повышение конкурентности выборов абсолютно оправдан, и мы, безусловно, будем его продолжать», — объявил Путин и строго посмотрел в зал, в котором в результате последних выборов не было ни одного человека, который не был бы готов по приказу Путина публично снять штаны (или юбку) и реализовать его любые фантазии, например, проползти на пузе весь Георгиевский зал по периметру.

Но Путин на этом не остановился и продолжал глумиться. «Выросла роль Государственной думы как представительного органа власти. В целом укрепился авторитет законодательной власти», — сообщил он тем людям, которые были избраны, даже по официальным данным, меньшинством сограждан, поскольку большинство не видит смысла участвовать в выборах, считая их фарсом, а саму Госдуму воспринимает как цирк.

Накануне 2017 года невозможно было не потеребить историю. Спичрайтеры Путина зачем-то потревожили прах философа Лосева и впиндюрили цитату из этого достойного человека в качестве подпорки очередной путинской пошлости. Пошлость в том, что в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций нам надо объединиться, поскольку «недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь». Тут явно прослеживается неодобрительный кивок в сторону «Мемориала», опубликовавшего данные сталинских палачей. При этом речь идет лишь о довольно избирательном примирении. Это совершенно не касается тех «обид» и «ожесточений», которые связаны со Второй мировой войной. В отношении к «бандеровцам» и прочим «предателям», а также их потомкам и «наследникам», в отличие от сталинских палачей, команды на забвение, прощение и объединение от Путина не поступало.

Не забыл Путин пнуть и тех, «кто считает себя более продвинутыми, более интеллигентными, даже считает себя поумнее кого-то в чем-то — если вы такие, то с уважением относитесь к другим людям — это же естественно». Ну что — узнали себя? То-то же! И нечего тут умничать! Здесь вам не тут, и вообще…

Стержнем послания 2014 года была крымская истерия, на ней все держалось. В послании № 13 от 2016 года слово «Украина» не было произнесено ни разу. Послание-2015 Путин произносил, скрывая под пиджаком нож, воткнутый Эрдоганом. И это, естественно, бодрило, придавало посланию необходимый тонус. Накануне вчерашнего послания Эрдоган, правда, сказал, что собирается свергать Асада, но это, конечно, не нож, а так, виртуальное щекотание. Поэтому внешнеполитическая часть послания была крайне невыразительной, без огонька. Огонек был представлен в опубликованной в тот же день новой концепции внешней политики России, где было сказано о росте «фактора силы» в международных отношениях, но в послании эти слова не прозвучали.

Естественно, никаких глупостей типа экономических, а тем более политических реформ. Все должно идти, как идет. Тихо и спокойно. Как на кладбище. Именно туда Путин и послал Россию в 13-й раз.



Фото: Россия. Москва. 1 декабря 2016. Президент РФ Владимир Путин (справа) перед началом выступления с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.