Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

23 ДЕКАБРЯ 2016 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Родриго Дутерте – политик очень экстравагантный. Причём, в отличие от многих других экстравагантных политиков, которые всё-таки остаются именно политиками и скорее играют в экстравагантность, как наш Жириновский, Дутерте – это нечто иное. Он реально убивает и реально считает, что современный глобальный мир глубоко неправ, когда негативно оценивает его практику борьбы с торговцами наркотиками и теми, кто к этой торговле причастен.

Филиппины исторически связаны с США. Америка установила контроль над этой страной в начале 20 века после испано-американской войны. Потом воевали там с японцами, а позже помогали филиппинским властям воевать с коммунистическими партизанами. В 1986 году США отказались от поддержки авторитарного президента Маркоса, его сменил представитель оппозиции Карлос Акина, который и закрыл американские военные базы после очень серьёзного народного движения. Но отношения между США и Филиппинами традиционно оставались партнёрскими, тем более что надобность в этих базах после конца «холодной войны» отпала. Так что происходящее сейчас обострение является самым большим конфликтом между этими двумя странами за всю их послевоенную историю.

И теперь Дутерте ищет себе союзников, для чего встречается с президентом России. Речь может идти, например, о военно-техническом сотрудничестве. Кремль считает, что нужно использовать любые возможности, чтобы выстраивать отношения с любыми странами. И у него нет никаких ограничителей, вроде морального осуждения Дутерте. Наоборот, политика Дутерте в чём-то понятнее и ближе Кремлю, чем политики глобального мира. А глава Филиппин в свою очередь не будет предъявлять никаких претензий к России на предмет прав человека или Крыма. Он – человек другой эпохи, ещё доглобальной. Казалось, что эта эпоха уходит и уже почти ушла, но теперь мы видим, что она пытается задержаться в самых разных странах, европейских и азиатских. Везде появляются интересные, противоречивые, а иногда и зловещие фигуры.

Но какие у этого сотрудничества есть осложняющие факторы? Во-первых, непонятно, насколько серьёзно Дутерте настроен на сближение с Россией. Скорее всего, он хотел бы использовать российский фактор, чтобы показать Вашингтону, что он не одинок. Но при этом возникает вопрос о том, какая, собственно, может быть повестка, кроме военно-технической. Если оно перерастёт в военное сотрудничество, то возникнут проблемы не только с США, но и с Китаем. В Пекине ко всякой военной активности других стран в Юго-Восточной Азии относятся весьма подозрительно, и может сложиться непростая ситуация. Сейчас всё-таки не «холодная война», двустороннее противостояние США и России ушло в прошлое. Когда в Москве заговорили о том, чтобы восстановить военно-морскую базу во Вьетнаме, имея в виду показать таким образом кузькину мать американцам, то оказалось, что этой инициативой недоволен в первую очередь Китай. Что тоже вполне понятно с учётом простой географии.

Кроме того, есть проблема, связанная с тем, что Дутерте схлестнулся с администрацией Обамы. Но сейчас приходит Трамп, и какими будут его отношения с филиппинским президентом – большой вопрос.  Если они улучшатся, то станет непонятно, нужно ли вообще Филиппинам так демонстративно сближаться с Россией. Тема прав человека Трампу гораздо менее интересна, чем Обаме.

В любом случае, мы ещё увидим, чем всё это закончится. Но сама эта история подтверждает то наблюдение, что Россия использует любую возможность для выстраивания отношений, пользуясь тем, что у неё гораздо меньше ограничений, чем у западных стран. Если тот же Трамп захочет подружиться с Дутерте, то ему придётся выдержать немалые протесты со стороны американского общества. Конечно, он сможет проводить политику, которую считает необходимой, но её будут жёстко критиковать в СМИ и в Конгрессе. Понятно, что в России парламент в лице всех фракций такие шаги только приветствует, а общественное мнение будет только радо появлению у России какого-нибудь, хоть временного друга. Что касается репутации, то СССР в своё время дружил и не с такими руководителями, вроде Менгисту Хайле Мариама. В рамках Realpolitik ничего плохого в этом нет.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.