В обществе

В обществе Прямая речь

20 ЯНВАРЯ 2017 г.

Николай Сванидзе, тележурналист, член Совета по правам человека при президенте РФ:

Предсказывать результат этого доноса нет смысла. В данной ситуации события могут развиваться как угодно, в том числе делу может быть дан ход. Причём это не зависит от того, есть ли там какой-то состав преступления или нет — его всегда можно приделать. Благодаря усилиям наших уважаемых депутатов Государственной думы, да и не только их, у нас сейчас принято такое количество разнообразных законов, что к любому тексту можно присобачить какой-то состав преступления. И затем дать делу соответствующее развитие с печальными последствиями для автора.

Что касается самого господина Данилина, то его поступок — это чистое стукачество в наших лучших исторических традициях. Что меня, впрочем, не удивляет, потому что это человек с достаточно однозначной репутацией. Плохо другое: именно такие люди входят в состав Общественной палаты и пишут тексты в компетентные органы. Но другие люди доносы в компетентные органы никогда не писали. Шендерович же не будет писать донос. Его могут написать только на Шендеровича. Так что ничего оптимистичного в плане происходящего сказать нельзя.

Журналистское сообщество сделать тут ничего не может. Оно что, будет заступаться за Шендеровича перед Данилиным? Кто такой Данилин? Такие выступления — это просто лишний раз пробовать на языке его славное имя и давать ему лишний рейтинг. Каждое упоминание своего имени в СМИ для него звучит как музыка Бетховена. Следственному комитету на мнение журналистского сообщества плевать с высокой колокольни. Тем более что целиком журналистское сообщество не построить ни для защиты Шендеровича, ни для травли. Оно само по себе расколото на много маленьких частей.

Конечно, кто-то будет заступаться, не для того чтобы помочь Шендеровичу, а чтобы сохранить собственное лицо. И это никогда не вредно — лицо у каждого из нас одно. Однако к делу это отношения иметь не будет. По большому счёту, я не думаю, что это будет иметь серьезные последствия, но зарекаться бы не стал.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Во-первых, надо сказать, что когда читаешь письмо американских журналистов, то возникает острое чувство зависти. Что касается ситуации в России, то в 90-е, когда у нас была журналистика, свобода слова и свобода печати, то нужды в подобном не возникало. Борис Николаевич Ельцин, светлая ему память, никогда не позволял себе ничего подобного тому, что делает по отношению к журналистам Трамп. Поэтому в 90-е наши журналисты не писали ничего подобного, потому что у нас не было такой проблемы. Она и в США возникла впервые за всё время существования Соединённых Штатов. Можно вспомнить старый анекдот «А что же ты раньше молчал? А раньше всё было солёное». Такие письма появляются в ответ на что-то.  

Позже, в 2000-е, ситуация с НТВ и всё прочее возникло не просто так, и тут видна разница между нашей и американской ситуацией. Трамп никогда не был на госслужбе, он работал внутри своей корпорации. И он не чувствует специфики своего нынешнего положения. Поэтому он не системно подавляет свободу слову, а просто рявкнул, причём рявкнул на систему, которая, несомненно, сильнее него. Трамп будет президентом сегодня первый день, в американская журналистика существует больше 200 лет.

А у нас товарищи из ГБ работали очень системно. Они не просто ограничивали свободу слова — они разрушали институты. И молодой, слабый институт российской независимой журналистики с ними не справился. У нас не было и нет сейчас того сообщества, которое могло оказывать серьёзное сопротивление. Свобода в 90-е годы базировалась в значительной степени не на мощи института журналистики, а на благоволении, доброй воле и чувствует гражданской ответственности Бориса Николаевича Ельцина.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.