В обществе

В обществе Прямая речь

27 ЯНВАРЯ 2017 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Заявление Толстого – это проявление вполне традиционного антисемитизма, даже не государственного, а бытового. Называть его государственным из-за того, что Пётр Толстой занимает государственную должность, нет оснований. Просто потому, что сама эта должность – сплошная клоунада, а государственный антисемитизм – это реальная политика по дискриминации. Такой политики, несмотря на подобные заявления, сейчас не проводится. Но это отражает, что бытовой антисемитизм распространён гораздо шире, чем хотелось бы считать. Хочется отнести его в маргинальные подворотни, а он представлен у вполне высокопоставленных и вписанных в систему людей. Недавно я слышал разговор, когда один человек попросил объяснить, что именно Толстой сказал, и ему ответили, что Толстой просто произнёс вещь, которую все русские люди думают и знают, но считают, что так говорить неприлично.

Вторая проблема – поведение еврейских организаций. Этот случай был настолько вопиющий, что даже прикормленный ФЕОР не мог промолчать. Но дальше они повели себя абсолютно недостойно, заявив, что конфликт исчерпан. Хотя Пётр Олегович Толстой сказал, что сожалеет из-за недобросовестных журналистов, по вине которых произошло недопонимание. То есть журналисты – сволочи, а он сам белый и пушистый. И то, что господин Борода признал конфликт исчерпанным, говорит, во-первых, не очень хорошо о самом господине Бороде, но самое главное, это означает, что ФЕОР не представляет реальных интересов оставшегося еврейского населения России.

Но есть и третья, самая главная проблема, связанная с этим. Понятно, что антисемиты – это дикари. Но стоит посмотреть на другое – что мы отвечаем на такие нападки? Что те, кто так говорят – варвары. Но население в значительной степени считает, что их слова – это правда, что евреи разрушали и убивали. А мы это обсуждать не хотим. Но ведь существенная представленность евреев и других нацменьшинств в карательных органах большевиков – это факт. Существенное участие евреев и других нацменьшинств в революции 17-го года – это тоже факт. А мы не хотим его обсуждать, потому что он расистский и неприятный.

И тут можно вспомнить другой факт, из истории Европы, который тоже никто не хотел обсуждать – изменение этнического состава городов в результате массовой миграции. Об этом не хотели говорить приличные люди, зато стал обсуждать Жан-Мари ле Пен, основатель партии «Национальный фронт». И сейчас на этой теме паразитирует его дочка, боевая подруга нашего начальства Марин ле Пен. И мне кажется, что наш ответ на подобные заявления не должен сводиться к обличению антисемитизма. Он должен включать анализ того, что происходило. И мы должны признавать, что евреи в Российской Империи не только принесли блестящие достижения культуры, а потом заложили основу успехов государства Израиль, но и дали некоторое количество палачей. И называть этих палачей должны мы, а не фашисты из газеты «Завтра». И анализировать то, почему так получилось, тоже должны мы, а не фашисты. И если это не правда и не было никакого особого участия еврейского населения – то изобличать это враньё тоже должны мы. Но надо как-то отнестись к этой проблеме для начала, нужно перестать её игнорировать.

Недавно я видел работу латышского историка, анализировавшего участие латышских карателей в работе гитлеровских лагерей. И это – дело латыша. Выяснить и проанализировать действие латышских карателей должен латыш. Я был на международном конгрессе в Польше, где мэр Варшавы начала выступления с того, что для неё является позором тот факт, что часть поляков была вовлечена в совместные с Гитлером фашистские акты. И это нормальная речь. Немцы до сих пор водят своих детей в музеи на базе концлагерей и показывают, что сделали их предки. При этом они продолжают гордиться Гёте, Шиллером и так далее. Признание преступлений, совершённых частью немцев, не мешают, а помогают Германии быть великой страной.

И я, как еврей, считаю, что евреи в России должны отказаться от представления о себе как исключительно о невинных жертвах. Они должны сделать ясными для самих себя, а потом и для других те аспекты истории нашего народа, на которые мы стараемся не обращать внимание. А именно то, что наш народ тоже участвовал в «красном терроре». Это ни в коей мере не оправдывает тех, кто выступает против нас, но это правда. И игнорировать правду неправильно. А бояться и стесняться нам нечего. Потому что тот вклад, который евреи внесли в культуру, не может быть опровергнут преступлениями, которые могли совершать чекисты и прочая сволочь, принадлежавшая к еврейскому народу. 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.