В погонах

В погонах Прямая речь

3 ФЕВРАЛЯ 2017 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Силовики уже давно хотели это сделать. Через российско-белорусскую границу, которой фактически не существовало, проложили вполне апробированный маршрут, когда человек, не желающий встречаться с силовиками в Шереметьево, садился с машину и ехал в Минск. А оттуда перебирался в третью страну. Однако закрытие границы противоречило концепции Союзного государства России и Белоруссии и тому, что проект интеграции этих стран ориентировался на опыт Европейского союза. В ЕС открываются границы, и теперь между Францией и Германией можно проехать, абсолютно этого не заметив, и тут хотелось сделать то же самое. Сейчас возникла граница, и хотя безвизовый режим остался, очевидно, что необходимость проверять документы вызовет неудобства, могут возникнуть очереди и так далее.

Какие-то отдельные факты не могли привести к принятию такого решения. Но свою роль сыграло два новых обстоятельства. Во-первых, ухудшились отношения между Россией и Белоруссией в последние месяцы. Появились очень серьёзные расхождения по энергетическим вопросам, по нефти и по газу. Лукашенко приказал арестовать троих журналистов, которые сотрудничали с российскими СМИ. Необычно в этом то, что эти журналисты были связаны не с белорусской оппозицией, а критиковали чиновников за то, что те недостаточно сближаются с Россией. Был и ряд других факторов.

Второе обстоятельства состоит в том, что в таких условиях сам Лукашенко решил поднять ставки, и, как он часто делает, дать понять, что он может обратиться к Западу и Россия для него не эксклюзив. Для этого он издал указ, позволяющий гражданам 80 стран, включая США и страны ЕС, приезжать на пять суток в Белоруссию без виз. И это дало основания для закрытия границы: белорусов пропускать без виз, а остальных задерживать. Заодно силовики будут проверять документы у всех, пересекающих границу, давая понять, что никто не убежит от их пристального внимания.

В России уверены, что Лукашенко отступится. Деваться ему действительно некуда. Его экономика зависит от российских ресурсов и кредитов. Сейчас он пытается договориться о кредитах по линии МВФ, но эти кредиты гораздо более сложные, с более жёсткими условиями. Тут недостаточно просто подписать совместное соглашение о противовоздушной обороне. При этом, хотя отношение к Лукашенко на Западе улучшилось и он разрешил пройти в парламент двум оппозиционерам, принципиально его репутация осталась той же. «Своим» он не будет. Кроме того, после случившегося на Украине Запад гораздо более осторожен на восточном направлении, чтобы избежать столкновений с Россией. Многие политики на Западе считают, что если бы они знали, чем всё закончится, то не стали бы поддерживать украинскую оппозицию.

Поэтому в Минске не видят альтернативы России, и о чём-то придётся договориться. Но вряд ли границу уберут, потому что для силовиков она была привлекательным проектом и без указа Лукашенко.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.