В обществе

В обществе Прямая речь

15 МАРТА 2017 г.

Леонид Гозман, политик, лидер движения «Союз правых сил»:

Официальные лица у нас в стране бывают с очень разной биографией, и относиться к ним всем серьёзно не стоит. Но главное тут другое. В любой стране всегда будут сторонники монархии, теократии, передачи всей власти богу огня и разные другие сумасшедшие. Точно так же, как в любом организме всегда есть микробы разных болезней. Это нормально.

А важно для нас то, что заявление Аксёнова рассматривается не как «письмо из сумасшедшего дома», а как что-то серьёзное. Мы это серьёзно обсуждаем, мне звонили с Украины, где это тоже обсуждают. Не само это заявление, а наша реакция на него является симптомом очень глубокого политического кризиса в стране, связанного с тем, что у страны нет будущего. Государство может переживать разные пертурбации, в том числе довольно неприятные, как те, что происходят сейчас на Украине. Но люди продолжают верить, что сделают вот то-то и то-то, после чего в стране станет хорошо. Мой отец рассказывал мне, что во время Великой Отечественной войны все верили, что сейчас разобьют немца и после этого заживут лучше. То есть было представление о хорошем будущем. А сейчас представления о будущем нет вообще. Никто о нём не говорит.

Мы, конечно, не позволим себя поставить на колени, но это — всё. Дальше идут только отдельные частные моменты: мы тут снизим смертность с такого-то показателя на более низкий или не допустим появления у нас антикоррупционных комитетов, как сказал президент. Но какой будет жизнь, никто не знает. А когда нет образа будущего, то он ищется в прошлом. И возникают совершенно нереалистичные радикальные идеи, вроде введения монархии.

Кроме того, есть ещё один важный момент. Товарищ Аксёнов, раньше носивший кличку Гоблин, публично говорит правящему государю, что «вы, государь, великий человек» и что он, Аксёнов, готов ему служить, не щадя живота. То, что такой человек является начальником, печально само по себе. Но ещё печальнее то, что государь его вряд ли одёрнет. Идиоты есть всегда, но Путин мог бы сказать: а Вы с ума не сошли такое говорить? Точно так же, как он не сказал ничего, а только смеялся в ответ на песню девочек «я бы выучила немецкий только за то, что на нём говорил Путин». Или когда какой-то кретин сделал партию духов с его серебряным профилем. Он мог бы сказать, хотя бы устами пресс-секретаря, что он против этого. Но ему, видимо, нравятся такие слова и решения, и он, скорее всего, с ними согласен. Это не значит, что он будет устанавливать монархию в России, но в душе он считает, что было бы неплохо.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.