В Кремле

В Кремле Маргинал — это звучит гордо?

26 ФЕВРАЛЯ 2006 г. АЛЕКСАНДР ПАНОВ

ej.ru

В Москву на Конференцию Межрегионального общественного движения в защиту демократических свобод «Объединенный гражданский фронт» (Конференция — высший руководящий орган ОГФ) приехали более 120 делегатов из регионов — от Мурманска до Пскова. Гостями Конференции, открывшими ее работу своими выступлениями, стали представители «сочувствующих» партий и движений — от КПРФ и НБП до «республиканцев» и «Нашего выбора». Мероприятие осветила пресса — псевдолиберальные «Известия» даже заказно отшутились на тему «жажды власти» и «партии Каспарова с Лимоновым» и отчего-то объявили Центральный дом туриста на Ленинском проспекте (место проведения Конференции) «почти подпольем». В общем, это успех.

Более того, Конференцию предварила очень уместная и умная акция — возложение цветов к могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище, приуроченное к юбилейной годовщине его доклада на XX съезде в 1956 году. Утром 25-го февраля это были первые цветы, так что ОГФ оказался самым исторически памятливым и благодарным. И это тоже успех.

Программные тезисы Фронта, которые обсуждали делегаты, с требованиями честных демократических выборов, восстановления федерализма, ликвидации номенклатурной системы и т. д., следовало бы распечатать в виде листовок и раздавать гражданам у метро. Радикальность претензий тут сопряжена с их оправданностью, а риторика («Будущее России в опасности — ему угрожает режим Владимира Путина») всего лишь отчетливо фиксирует катастрофическую реальность. Это, пожалуй, один из немногих политических документов последнего времени, который написан адекватно и по делу. Тоже успех.

Но, тем не менее, собравшиеся на Конференцию — умные, инициативные, деятельные люди с большим КПД (пикеты и акции ОГФ в разных концах страны смогли отменить повышение тарифов ЖКХ, спасти от вырубки парки и рощи, легализовать машины с правым рулем, не говоря уж о чисто политических действиях) — выбрали модус, который я бы назвал «стилем отчаяния». Задали его уважаемые гости. Сначала Эдуард Лимонов заявил, что у оппозиции «есть все, кроме храбрости». Из уст бывшего политзаключенного и пламенного революционера, чья партия в самом деле не устает напоминать о себе реальными действиями, это звучало хоть как-то убедительно. Но далее Георгий Сатаров, сопредседатель «Всероссийского гражданского конгресса», с интеллигентской добродушной улыбкой сообщил, что все присутствующие являются «маргиналами» в лучшем смысле этого слова («А не были маргиналами французские энциклопедисты или отцы-основатели США?»). Затем Ирина Хакамада, лидер незарегистрированной партии «Наш выбор», в блистательной и изящной речи потребовала от оппозиции размежеваться «по материальному принципу» (мол, нельзя дружить с теми, кто вышел на тропу войны только из-за обиды на Кремль и желания скорее пробраться в его стены) и «учить диссидентские уроки».

После того, как отзвучали приветственные речи гостей, слово взяли делегаты. «Распустить «Единую Россию», «гражданское неповиновение», «Лимонова — в сопредседатели ОГФ», «отказ от президентского правления», «передача большинства функций многопартийному правительству» — люди набрались не столько храбрости, сколько ювенильного максимализма. Который, как известно, — тоже проявление отчаяния.

Но ведь у ОГФ есть реальные свершения, есть уже авторитет на местах, есть надежная и добросовестная команда. Члены движения — не маргиналы и не диссиденты, как не были таковыми Дидро и Франклин. Язвительность прессы и репрессии властей (например, во Владимире ОГФ по-настоящему «прессует» местное МВД) тоже означают состоятельность организации. И совершенно бессмысленны требования отказа от ее юридической регистрации как свидетельства пособничества с режимом, звучавшие на Конференции. Именно регистрироваться, именно оставаться в правовом поле, делать дело, не выходя на баррикады — вот единственный способ функционирования ОГФ, который лишь в таком случае может сплотить внутри себя все оппозиционные партии и движения вплоть до баррикадно-радикальных.

Реальность политического заключается в непосредственной практике, далекой от квазиреволюционной романтики, чувствующей свою обреченность. В эпоху парижских волнений 1968 года студенты выходили на улицы с лозунгом «Будьте реалистами — требуйте невозможного!». Но в Париже не было Путина. А в сегодняшней России тот лозунг следует переформулировать — «Требуйте возможного — будьте мечтателями!». Уже можно говорить о политической состоятельности ОГФ.

Потому самым отрадным в повестке дня Конференции мне показались скучные пункты «Об Уставе», «О символике», «О выборах уполномоченных лиц». ОГФ живет своей бюрократической жизнью — и набирает вес. Это, без сомнения, успех.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.