Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

18 МАЯ 2017 г.

Георгий Чижов, политолог:

Это решение прорабатывалось довольно давно, вопрос скорее в том, почему это сделали не три года назад, а только сейчас. Скорее всего это связано с тем, как построена работа. Три года назад Киев реагировал на непосредственные угрозы, например, в военной сфере, а сейчас, после всевозможных разговоров о кибератаках российских хакеров по всему миру, решили таким образом отреагировать и на эту тему. Там есть определённая конспирология, что президент мог специально подписать этот указ накануне трёхлетней годовщины своего избрания, но это маловероятно. Хотя, возможно, он и хотел что-то продемонстрировать, по меньшей мере — свою решительность.

В эффективности этой меры есть основания сомневаться. Во-первых, как известно, есть возможность обходить такие запреты, хотя пользоваться ей будут далеко не все. Но если считать, что это попытка бороться со сбором персональных данных, то они уже благополучно собраны. Так что эмоциональный негатив может даже перевесить плюсы, которые появляются в сфере безопасности.

Однако этот вопрос надо было поднимать рано или поздно, поскольку украинское киберпространство существовало без всякой защиты. Другое дело, что такая мера, как блокировка сайтов, в Украине вообще никогда раньше не применялась, так что скорее всего государственные структуры не готовы это отслеживать.

Ключевой причиной для блокировки является именно сбор данных. Украина же не блокирует информационные российские сайты, где пропаганда идёт достаточно открыто. По тем же «Одноклассникам» можно сказать, что там присутствует определённая идеология в достаточно грубой форме. Но если говорить про другие ресурсы, например mail.ru, то нельзя сказать, что это какое-то сосредоточие пророссийской пропаганды.

По поддержке Петра Порошенко принятое решение может ударить достаточно сильно. Многие пользователи будут искать негатив в сложившейся ситуации. Тут вообще есть идеологическая проблема: часть украинского общества считает, что находится в состоянии войны с Россией, а часть уверена, что ничего такого ужасного не происходит и нет оснований блокировать средства связи. И, конечно, украинскому обществу следовало бы как можно скорее определиться. Но сейчас видно, что в отношении некоторых из социальных сетей сторонники блокировки преобладают, хотя и противники тоже широко представлены. А в отношении, например, «ВКонтакте» это выглядит по-другому. Но для президента решение, в любом случае, остаётся очень рискованным, и консолидации вокруг его фигуры оно точно не способствует.

Европейцы увидели в этом признак ограничения свободы слова. Это для них вообще очень болезненная тема, тем более со стороны Украины, от которой чего-то подобного никто не ожидал. Интересно, насколько президентская администрация вообще просчитывала реакцию европейцев. Последнее время было вновь продемонстрировано, что Запад поддерживает Петра Порошенко. Таким образом интерпретировали и решение о безвизовом режиме. Но сейчас президенту придётся оправдываться во многих европейских структурах. С одной стороны, своим решением он продемонстрировал, что Украина — независимая страна, в том числе и от мнения своих западных партнёров. Но, с другой стороны, это может вызвать вопрос у европейцев, насколько украинская власть им идеологически близка.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.