В экономике
Прямая речь
19 МАЯ 2017 г.
Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:
Это очень опасная инициатива. Вряд ли кто-то сомневается, что с переходом Крыма под юрисдикцию России коррупция там не исчезла. И если какие-то сделки тогда были коррупционными, то далеко не факт, что сейчас они будут чистыми, прозрачными и безупречными.
Кроме того, такое предложение подразумевает, что меняются правила игры. Когда Крым включали в состав России, то специально оговаривали, что с правами собственности сохранится статус-кво. Конечно, были исключения, но они носили политический характер, например, когда речь шла об имуществе Коломойского. Кроме прочего, это было имущество «не своих», а если что-то происходит в Крыму с имуществом украинских деятелей, которые сами на полуострове не находятся, то негативной реакции это не вызывает. Они уже воспринимаются как чужие люди, к тому же люди, причастные к угрозе 14-го года, о которой до сих пор вспоминают.
А тут речь идёт о «своих», причём между «своими» могут быть серьёзные разборки, связанные с имуществом. И это может вызвать сильную общественную реакцию. Одно дело, когда отбирают собственность у человека, воспринимаемого как врага и находящегося за пределами Крыма, а совсем другое – если это предприниматель, живущий прямо там. Подобный пересмотр правил игры может быть фактором дестабилизации.
Кроме того, Крым сейчас живёт по российским законам и является субъектом Российской Федерации в соответствии с российской Конституцией. И если создать там подобный прецедент, то непонятно, почему нельзя будет также сделать в другом регионе. Почему, допустим, если какого-то губернатора арестовывают и сажают за коррупцию, нельзя и все сделки, которые при нём произошли, пересмотреть? Вдруг они тоже носят коррупционный характер.