В погонах

В погонах Прямая речь

24 МАЯ 2017 г.

Алёна Солнцева, культурный обозреватель:

По заявлениям представителя Следственного комитета, дело о хищениях начали расследовать ещё в 2014 году. Оно касалось организации «7 студия», созданной в 2011 году на Винзаводе. Это был центр искусств, первым художественным руководителем которого был Серебренников. Планировалось, что это будет надолго, как некая институция. Ни про какой «Гоголь-центр» речь ещё не шла, а предполагалось создать при Винзаводе молодёжную театрально-художественную организацию. И Минкульт, театральным отделом которого тогда заведовала Софья Апфельбаум, сейчас она директор РАМТа, выделил на это 70 миллионов рублей в год.

СК заявляет, что у них есть доказательные документы, подтверждающие траты только 16 миллионов из 216, выделенных за несколько лет. Соответственно 200 миллионов считаются похищенными. Но понятно, что три года студия существовала, там платили зарплату, приглашались западные постановщики, ставились спектакли. И всё это содержалось на какие-то деньги, и вряд ли на деньги от билетов. Директором этой организации был Юрий Ильтин, параллельно работавший директором старейшего театра в России — ярославского Театра Волкова. Его туда отправили, чтобы как-то поднять этот театр, и Ильтину это удалось. Туда стали приглашать режиссёров, театр получал «Золотые маски». А сейчас Ильтин задержан вместе с бухгалтером «7 студии» по обвинению в хищении 200 миллионов.

Возникают следующие вопросы. Во-первых, если дело было начато в 14-м году и следствие продолжается уже четвёртый год, то почему сейчас такие акции: утром, неожиданно, задержания и обыски, театр оцеплен ОМОНом? Четыре года они сидели и копались в документах, а вчера вдруг нашли что-то, угрожающее общественному порядку в документах организации, закрытой три года назад? Или они опасаются, что Ильтин, директор крупнейшего российского театра, удерёт за границу? Он до этого якобы украл 200 миллионов, но не уехал в Испанию и не купил там яхту.

Причём Ильтин уже один раз сталкивался с делом о хищении — он был проректором ГИТИСа, когда там началось расследование. В результате была вынуждена уйти ректор ГИТИСа Марина Хмельницкая, которая потом умерла в результате тяжёлой болезни, вызванной, в том числе, и стрессом. Но до этого она успела получить извинения от Следственного комитета и признание того, что на ней не было никакой вины.

Понятно, что люди периодически находят страшные злоупотребления. Но почему-то расследуют не Чайку с сыновьями, не Медведева, не Усманова. Тут всё чисто. Зато нашли виноватого — театр, истративший за 3 года 200 миллионов рублей. Вот где бандитское гнездо! Вполне возможно, что там действительно были не в порядке документы — у нас такая сложная театральная бухгалтерия, что любой директор театра может угодить на скамью подсудимых. Например, по обвинению в нецелевом расходовании средств. Может быть, Ильтин и правда чем-то пользовался — предъявите доказательства, я готова поверить. Но что однозначно вызывает возмущение, так это методика. Дело о наркоторговле или терроризме можно так проводить! Что, за три года не было времени поговорить и объясниться? Почему всему действу придаётся такая устрашающая форма? Это что, желание поссорить общество?

Само начало дела связано с началом истории «Гоголь-центра», который пришёл на смену «7 студии». Тогда писали огромное количество доносов. Почему-то у нас обиженными себя считают режиссёры, у которых вообще нет ни одного спектакля, который они могли бы предъявить публике. Но они при этом выступают как хранители нравственности и высоких художественных достоинств театрального искусства. Но что же ты не поставил ни одного спектакля, который можно было бы показать хоть кому-нибудь? Ладно, не нам, либералам, которые твоих спектаклей не любят. Но найди хоть какую-то широкую публику, которая будет к тебе ходить, так чтобы не приходилось возить по разнорядке военных из училищ.

Борьба, получается, идёт очень странная. Очевидные лузеры, которые много времени находились в состоянии непризнания, не имели работы, вдруг оказываются хранителями культурных традиций. Но культурные традиции России — это не лузерство и невостребованность. Это труд, азарт, энтузиазм, успех, в конце концов. И это всё у Серебренникова есть. И то, что по поводу происходящего никак не высказывается Минкульт, тоже очень показательно. Можно вспомнить, что было, когда прозвучали вполне доказательные обвинения в адрес замминистра культуры Перумова в растрате средств, выделенных на реставрацию. Этому предшествовали статьи в прессе, об этом говорили очень многие. Наконец их арестовали, и первое, что сделал министр культуры — принёс грамоты и положительные характеристики своего заместителя с места работы. А за Серебренникова он, видимо, не считает нужным вступаться.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.