Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

19 ИЮНЯ 2017 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Победа Макрона была предсказуема. Все отмечают кризис традиционных партий и то, что левоцентристы «рухнули». Этот процесс происходит не только во Франции, но и, например, в Греции, где левоцентристов заменили социалисты. А во Франция социалистов заместила центристская партия, которая привлекла к себе огромную часть электората левоцентристов, так как за 5 лет президентства Олланда их собственные партии ослабли. К ним присоединились также избиратели от правоцентристов, для которых приемлем сам Макрон, а также новый премьер-министр Франции Эдуард Филипп. Сложилась широкая центристская коалиция, благодаря которой партия президента одержала победу.

Во Франция это своего рода традиция. Парламентские выборы проходят сразу после президентских, и обычно общество даёт президенту возможность проводить свою политику с опорой на парламент. Тем более что Макрон оказался хорошим организатором. Ему удалось в кратчайшие сроки сформировать новую партию, при этом делая основную ставку на людей второго ряда. В его списке есть знаменитый математик и ряд других необычных фигур французской политики, но их не очень много. В основном это люди, которые были региональными депутатами, местным политиками и общественными активистами. Им хотелось самореализоваться, но традиционные партии не давали такой возможности, так как у них большинство мест уже распределено. И приходилось ждать, когда кто-то из старших по тем или иным причинам уйдёт. Но теперь они сделали ставку на Макрона, и тот привёл их в парламент.

Вряд ли теперь от этой партии стоит ожидать чего-то экзотического. Партия Макрона состоит не из новичков в политике. В то же время он избежал соблазна включать туда всех. После того как стало понятно, что он является фаворитом на президентских выборах, желающих стало очень много, но Макрон действовал осторожно. Например, он избегал того, чтобы заполнить свою партию представителями старой элиты, потому что это его бы серьёзно скомпрометировало. О каком обновлении может идти речь, если весь список занят действующими депутатами и бывшими министрами? Он выбрал людей, которые ещё сохранили потенциал. Например, его министр иностранных дел Ле Дриан — очень сильный региональный политик из Бретани, единственный министр Олланда, который сохранил высокий рейтинг до самого конца его президентства. Но когда к Макрону запросился прежний премьер-министр Мануэль Вальс, то получил отказ. У Вальса высокий антирейтинг, и он мог испортить ситуацию самому Макрону.

При это Макрон не хочет идти и против элиты. С тем же самым Вальсом он договорился, что в его округе не будет выдвинут кандидат от партии Макрона. И это помогло Вальсу сохранить депутатский мандат, пусть и с огромными проблемами. Так что Макрон от Вальса отстранился, но помог остаться в большой политике, чтобы сохранить отношения с элитами. Это то, что идёт ему в плюс.

Но есть и два минуса. Во-первых, очень серьёзное снижение явки. Новые люди, которых Макрон привёл, вызвали интерес, но не очень большой энтузиазм. Более того, избиратели партий, которые проиграли президентские и первый тур парламентских выборов, устали и деморализованы. А поскольку победитель известен и целый ряд крупных партий очевидно проиграли, то многие их сторонники просто не пришли. И конечно, для оппозиции это сейчас единственный аргумент против Макрона, позволяющий говорить, что выборы недостаточно легитимны и Макрон не имеет народного мандата. Хотя тот факт, что он смог выиграть президентские выборы и в кратчайшие сроки создать электоральную структуру во всех регионах страны, свидетельствует об обратном.

Вторая проблема состоит в том, что результат оказался не таким высоким, как предполагалось. Ожидалось, что его партия вместе со своими союзниками из партии MoDem получат полное политическое доминирование, собрав больше 2/3 голосов в парламенте. Тогда они смогли бы делать всё что угодно, не оглядываясь на другие партии. Но складывается ощущение, что часть общества задумалась о том, нужна ли им доминантная партия, и проголосовали соответственно. Поэтому результат Макрона оказался несколько ниже по сравнению с прогнозами. И чтобы добрать до 2/3 ему придётся договариваться, причём не только со своими союзниками, но и с другими политическими силами. Это значит, что у него есть возможность для принятия тех реформ, которые он обещал. Оппозиция разгромлена, причём в первую очередь та её часть, которая могла бы помешать его новым законам. Однако полного доминирования в политике он не добился.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.