В обществе

В обществе Прямая речь

30 ИЮНЯ 2017 г.

Александр Верховский, правозащитник, руководитель московского информационно-аналитического центра «Сова»:

Для значительной части консервативных православных последний царь является очень важной фигурой. В крайнем варианте это даже называли «царебожничеством». И даже те, кто не доходят до такой степени почитания, всё равно демонстрируют к нему особое отношение, отличающееся от отношения к ряду других политизированных святых. И фильм «Матильда», если смотреть с такой позиции, становится радикальной формой атаки на святыню. Поэтому он оказывается удобным поводом для борьбы. Такой повод понятен многим в церковной среде, его можно объяснить широкой нецерковной публике. Это не идеально выигрышный, но неплохой ход в общественной политике. Тут есть и искреннее возмущение со стороны людей, для которых фигура царя важна, и расчёт на успех на более широком общественном поле.

Подсчитать, сколько рядовых верующих относятся к Николаю II таким образом, очень сложно. «Рядовые верующие» — понятие очень размытое. Но если смотреть на более организованные скопления людей, например, на тех, кто участвует в массовых крёстных ходах и других церковных мероприятиях, то среди них повышенное внимание к фигуре последнего царя очень распространено. И эти люди в каком-то смысле важнее для церковного начальства. Конечно, с канонической точки зрения и они, и те, кто просто ходит в свой приход, равны. Но если смотреть сверху, то те, кто не ограничивается приходской жизнью, оказываются более значимы. Хотя кампания против фильма Учителя не является позицией официального церковного руководства. Там не готовы идти на такие крайности. Кроме того, патриарх и приближённые к нему люди заняты не царём.

Никакого конфликта между людьми, которые восхищаются Николаем II и, например, Сталиным, нет. Те, кто с удовольствием пересказывает псевдожитийные сюжеты про последнего царя, с таким же удовольствием пересказывает и байку про встречу Сталина с Матронушкой. Если говорить их языком, они пытаются «освятить» политическую историю и хотят, чтобы большинство важных политических лидеров было в неё вклинено и выглядело хотя бы немного воцерковлённым. Такой религиозный взгляд на историю естественен для многих верующих. С их точки зрения правители не делятся на хороших и плохих, они делятся на правителей, которые были «за Христа» или «за Антихриста». И желательно, конечно, чтобы все значимые правители были за Христа. Это создаёт целостное отношение от Владимира-Крестителя Руси и, в идеале, до Путина. Единой гладкой теории, которая охватывала бы их всех, нет, но стремятся именно к этому.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.