В Кремле
Прямая речь
7 ИЮЛЯ 2017 г.
Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:
Тема религии важна для традиционалистски настроенных избирателей, которые уже сейчас ориентированы на власть и в жизни которых религия играет большую роль. Но есть важный нюанс: религия воспринимается этими людьми как часть национальной идентичности. Они могут быть не практикующими верующими, например, не ходить в церковь, кроме как по большим праздникам, и не причащаться. Но православие является в их понимании важным атрибутом стабильности, чего-то вечного. Есть даже довольно занятная категория православных атеистов, которые при опросе говорят, что они православные, но в Бога при этом не верят. «Православный» для них означает «русский».
Хотя религия для них важна, они стараются отделять ее от политики. Это «высокая» тема, которую они не желают смешивать с текущими вопросами. Поэтому религия не может быть главной темой избирательной кампании. У нас не Америка, где есть огромное количество практикующих верующих избирателей, которые в прошлом году, например, проголосовали за Трампа. Они выступали против однополых браков и сохранение традиционных ценностей. Но в России нет мобилизуемых верующих избирателей и популярных проповедников. Так что религия может пойти как один из сюжетов в общем контексте уважения к традиции и нравственности.
Что касается молодёжи, то здесь есть желание повысить явку. Это делается через достаточно стандартные приёмы вроде рок-фестиваля, на который можно прийти и рассказать про выборы. Среди молодых избирателей много сторонников президента, но они не воспринимают хождение на выборы как что-то обязательное. Для них многое будет зависеть от того, какая будет погода в день волеизъявления. Хотя они «на картошку» не выезжают, они всё равно могут уехать куда-то за город или пойти по своим делам. Выборы им не интересны. Есть молодёжные группы, которые мобилизуются легче, например, студенты, живущие в общежитиях. Они не хотят конфликтов с руководством, и если им сказать, чтобы они пошли и выполнили гражданский долг, то они пойдут. Но остаётся ещё вопрос о том, как они проголосуют. И на это как раз и может быть направлена молодёжная кампания.
Однако результат президентских выборов в принципе очевиден, и все эти действия осуществляются ради повышения явки. Есть желание добрать недостающих избирателей за счёт дополнительных тем. Но всё равно основной категорией голосующих за президента будут люди среднего возраста и пенсионеры, для которых религия важна, но не до такой степени. Основа электората — те, кто голосует за власть всегда.