В Кремле

В Кремле Прямая речь

7 СЕНТЯБРЯ 2017 г.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Решая свои судебные задачи, власть приоткрывает завесу над тем, как устроены внутриэлитные отношения. Все эти разговоры про колбаску без нынешнего судебного процесса остались бы неизвестны. А так мы получили ещё одну толику информации о том, как устроена нынешняя вертикаль, где люди распоряжаются большими деньгами и административными ресурсами, при этом обмениваясь взаимными любезностями и покупая поддержку друг друга. Понятно, что Сечин, прижимая к сердцу Улюкаева и изображая себя его ближайшим другом, на самом деле строит для него «загон». Это пример случая, когда предать могут только свои. Они все так друг с другом обнимаются и целуются, параллельно выстраивая сложные заговорщические схемы, чтобы дискредитировать политических, экономических или номенклатурных противников.

В данном случае, Улюкаев попался в корзинку. Вопрос о том, знал он про деньги или нет, остаётся на наше усмотрение. Но сама тактика коррупционной скупки лояльности установилась уже давно, и можно легко представить, что за ускоренную разработку юридических оснований приватизации «Башнефти» Улюкаеву могли передавать деньги. В общем-то, так действуют все, и это перебрасывает мостик к «делу Серебренникова». Потому что, когда дают государственные деньги, подразумевается, что распоряжается ими тот, кому их отдали. А он распоряжается ими наиболее оптимальным образом: обналичивает и платит дизайнерам, художникам и остальным налом, так как это уменьшает неэффективные траты. И так устроено всё.

Мы же знаем, что Россия поддерживает деньгами ДНР и ЛНР. При этом никакой официальной статьи в бюджете об их поддержке нет. Значит, существует какой-то теневой ресурс, который людьми, занимающимися «чёрной» экономикой, давно признан и называется «бассейном». Это такой «теневой» бюджет, формирующийся благодаря сдачи части нелегальных доходов. В этой системе работает и само государство, и Никита Белых, собирающих с бизнесменов деньги на строительство то ли храмов, то ли чего-то ещё, и Серебренников, и Сечин, распределяющий деньги на то, чтобы пользоваться режимом наибольшего благоприятствования.

Сама по себе эта система гнилая или, во всяком случае, незаконная. Но если кого-то надо из игры исключить, то все остальные участники вдруг становятся очень принципиальными, законопослушными и негодуют, обвиняя своих противников в вымогательствах взятки. При этом точно такое же обвинение можно было бы предъявить господам Захарченко или Кадырову. Но никому не придёт в голову поинтересоваться, как они используют получаемые средства. В этом смысле очевидны двойные стандарты. Все пользуются «серыми» схемами, но в каких-то сферах это допустимо, а кого-то в нужный момент вытаскивают «за ушко и на солнышко».

Это вполне советская модель, когда выстраивалась система, в которой каждый директор каждого предприятия никогда не мог быть уверен в том, что сохранит своё место. И ему нужно было иметь свой собственный «бассейн» для того, чтобы приплачивать нужным работникам, добиваться поддержки каких-то фондов и так далее. А если он вёл себя неправильно, то его сразу же обвиняли в каком-нибудь уголовном преступлении. Благодаря этому любой директор знал, что ему надо выполнять все решения партийного руководства.

Так что ситуация очень странная. Язык не поворачивается сказать, что Улюкаев – ангел с белыми крыльями. И следствие ещё заставит его приближённых свидетельствовать против него, так же, как заставили приближённых Серебренникова. Потому что вопрос всегда стоит так: отвечает либо бухгалтер, либо его начальник. Это яркий пример того, что называется «приватизация государства». Государственные механизмы, вроде суда и прокуратуры, работают на тех, кто государство контролирует. И если этим людям кто-то мешает, то на него легко состряпать дело.

Собственно, Улюкаев виноват тем, что поверил Сечину, чего делать нельзя. Но при желании подобный компромат можно найти на любого, кто имеет дело с государственными деньгами. Правда, с некоторых всё, как с гуся вода, а некоторых с негодованием обвиняют. Именно на этой система двойных стандартов и держится коррупционная скупка лояльности и запугивание тех, кто в эту систему входит. Не хочешь играть по таким правилам – стой в стороне, не получай государственные деньги, не ставь спектакли, не проводи экономическую политику. А если всё-таки играешь в такие игры, то рассчитывай на свою поддержку в верхах, которая сможет отвести угрозу. У Улюкаева таким человеком должен был быть Медведев, но он со своей функцией не справился.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.