В Кремле

В Кремле Прямая речь

3 НОЯБРЯ 2017 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Это хорошо известный политтехнологический приём, когда выдвигаются несерьёзные кандидаты с тем, чтобы снизить серьёзность самой кампании и степень значимости участия в ней. Это позволяет какого-то участника выборов встроить в один ряд не с ведущими кандидатами, а с откровенно шутовскими. Например, такая технология была предпринята против Бориса Немцова на выборах мэра Сочи в 2009 году. Когда появляется та же самая Беркова, сейчас объявившая о желании выдвинуться, несмотря на то, что она не достигла необходимого возраста. Но тогда она имело право участвовать, и она это сделала. Причём сразу честно сказала, что хочет оппонировать не кандидату от власти, а Борису Немцову. Таким образом, достигался публичный эффект, когда в публичном пространстве говорили, что есть кандидат Немцов, а есть кандидат Беркова, они примерно на одном уровне по серьёзности выдвижения. А ещё есть солидный кандидат от «Единой России», который к этому цирку не имеет отношения. Это старый приём, в котором нет ничего удивительного.

Удивительно другое. Дело в том, что кампания Ксении Собчак носит абсолютно импровизированный характер. Те, кто видят за этим супертехнологию, ошибаются. Это импровизация, причём инициированная, судя по всему, самой Ксенией Собчак. Другое дело, что в Кремле, когда она добралась до президента, исходили из того, что она станет гламурным кандидатом, способным привлечь часть молодёжи. Раз уж она выдвинулась, то пусть работает с ними, говорит, что против всех, ведёт «феерическую» кампанию, работает на явку и не влезает в политические проблемы. А главное, была идея того, что Собчак поведёт простую и лёгкую кампанию для аполитичных жителей мегаполисов.

Но получилось нечто иное. Собчак начала говорить про Крым, про Сенцова, про политзаключённых. То есть на темы, которых в телевизоре уже давно нет. Она обозначила, что хочет бороться за голоса демократического электората, и значит — надо говорить на его языке. В результате сама её кампания стала рассматриваться как нечто, не очень приятное для власти, и возникло желание как-то её «размыть». И появились те кандидаты, которых мы видим сейчас. Но избирательная кампания Собчак и дальше будет носить характер импровизации, отстроить её системно вряд ли получится. Кроме того, если раньше казалось, что вкладываться в такую кампанию для инвесторов безопасно, то теперь они могут понимать, что это связано с серьёзным риском. Поэтому возникает вопрос о том, что будет с финансовой стороной. А без прочного финансового фундамента такая кампания развалится.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.