В Кремле

В Кремле Прямая речь

20 НОЯБРЯ 2017 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

В установлении этого памятника есть несколько важных моментов. Во-первых, наше начальство, наконец, определилось с тем, какая Россия «правильная» и какое прошлое должно стать будущим. Поскольку образы будущего они ищут именно в прошлом, а прошлое многообразно, то это нужно было прояснить. Уже давно стало ясно, что таким будущим будет империя Романовых, но теперь ясно, какой именно период. Разумеется, речь идёт не о настоящем периоде правления Александра III, а о мифологизированном.

На фронтоне памятника вывешено знаменитое выражение об армии и флоте как единственных союзниках. В переводе на русский язык это означает, что у России нет и не может быть союзников вообще. Россия должна опираться только на свои собственные силы и всегда быть готова к бою. Это гораздо более жёсткая позиция, чем фраза о том, что у Британии не может быть вечных друзей, могут быть только вечные интересы. Там также заложен отказ от надёжных союзников и опора на свои силы, но нет такого акцента на то, что свои силы должны быть именно военными. Наше выражение говорит, что у нас не просто нет друзей – у нас все враги.

Ещё один значимый момент – враньё. Далеко не все обращают внимание на то, что сама фраза про армию и флот не принадлежит Александру III. Её сказал военный министр, в устах которого она значительно менее безумна. Военный министр по должности должен так считать. Но то, что сейчас эти слова выбили на памятнике как высказывание императора, свидетельствует о полном непрофессионализме. Только что наше Министерство обороны дало картинку из компьютерной игры в качестве доказательств поддержки ИГИЛ со стороны США. А до этого Путин показывал Стоуну атаку американских вертолётов как действия Вооружённых сил России. И возникает вопрос о том, почему они настолько не профессиональны? На мой взгляд, это связано с тем, что чиновники, принимающие решения, живут сегодняшним днём. Они похожи на ребёнка, которому чего-то хочется. Он понимает, что мама его накажет, но накажет она потом, а сделать что-то хочется сейчас. Это интеллектуальная и личностная дефицитарность, и именно с ней связано и отсутствие какой-либо внятной программы на будущее, о чём говорят уже много лет.

Что касается изменения Конституции и статуса Владимира Владимировича, то я согласен с теми, кто считает, что, если бы они хотели поменять основной закон, то идею Конституционного собрания высказывал бы не коммунист Бортко, а «Единая Россия», Администрация президента или все фракции разом. Так что изменения Конституции бояться не стоит. Но то, что они ищут какой-то способ закрепить власть Владимира Путина навсегда, очевидно. Другое дело, что для этого не обязательно вводить монархию в России. Это будет слишком экзотично. Напротив, сама идея Конституционного собрания может быть нужна для того, чтобы запустить подобные слухи, после чего власть скажет: «Помилуйте, какая монархия? У нас свободная страна!»


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.