В обществе

В обществе Перенять опыт эффективной исполнительной власти

9 ЯНВАРЯ 2018 г. ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Исполнительная власть — это та ветвь власти в демократических странах, с которой чаще всего имеют дело граждане. В России сегодня это единственная реальная власть. Этим объясняется важность повышения качества ее работы. Предстоит понять, что с учетом мирового опыта можно сделать, чтобы перейти от коррумпированной и малоквалифицированной российской бюрократии к бюрократии образованной, честной и ответственной, служащей своему народу, способной эффективно управлять страной, регионами, городами и поселениями? Даже если реформа госслужбы не представляется сегодня возможной по политическим причинам, надо понимать ее возможные варианты, их трудности и последствия. Придет время, и результаты такого исследования будут востребованы в России.

Исходные посылки

В современной глобальной экономике успех наций, конкурентоспособность стран определяется эффективностью общественных институтов (законов, правил, обычаев, неформальных практик и установок, стимулов, ограничений и наказаний). Именно институты определяют эффективность как рыночного, так и государственного регулирования. Корень проблем развития — в плохих институтах. Привычные, но неэффективные тормозят развитие, непривычные, но эффективные его ускоряют.

Прежде всего перед исследователями встает вопрос о критериях качества институтов: что значит плохие или хорошие, эффективные или неэффективные? Институт (например, прописанное в законе право чиновников принимать решение по своему усмотрению) может быть хорошим, т.е. выгодным для узкой социальной группы получателей административной ренты, и плохим — для податного сословия. Предлагается, в соответствии с демократической системой ценностей, исходить из долгосрочных интересов самых широких слоев населения. Они вполне корректно описываются Индексом человеческого развития (ИЧР), который базируется на трех показателях:

• средняя продолжительность жизни;

• ВВП на душу населения;

• уровень образования населения.

Сравнение стран по ИЧР, а также анализ влияния на ИЧР тех или иных институтов (там, где имеется необходимая информация) в принципе позволяет сделать выводы о качестве институтов. В ряде случаях качество институтов может быть оценено по другим объективным показателям.

В нашем исследовании предлагается из всей совокупности общественных институтов выделить для исследования институты исполнительной власти, т.е. институты, определяющие функционирование бюрократии и, как следствие, качество государственного управления.

Предлагаемые направления исследования опыта развитых стран

Каков порядок формирования органов исполнительной власти? Имеется ли в стране независимый институт отбора на госслужбу, наподобие британских комиссий по госслужбе?

Какова роль политической конкуренции при формировании органов исполнительной власти и контроле за их работой? Насколько эффективен парламентский контроль за органами исполнительной власти?

Как организован отбор кандидатов на госслужбу? Обязательны ли квалификационные экзамены, дипломы, степени? Как проводится последующая аттестация?

Как устанавливаются конкретные квалификационные требования к госслужащим на основе компетентностного подхода и в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций?

Как работает система повышения квалификации и непрерывного образования госслужащих?

Какие меры применяются для предотвращения отбора кандидатов на госслужбу по критерию личной преданности, лояльности, принадлежности к определенному чиновников?

Как для отбора кандидатов на госслужбу используется потенциал экспертного сообщества, кадровых агентств, НКО?

Используется ли при формировании структур органов исполнительной власти и мотивировании госслужащих опыт частных корпораций?

Как формируется должная система ценностей у госслужащих? Есть ли обязательные стандарты поведения чиновников?

Каковы методы формирования у госслужащих должной мотивации, в том числе:

- через штрафы, возмещение убытков по регрессным искам, дисквалификацию, досрочное прекращение должностных обязанностей, снижение шансов при конкурсе на повышение;

- через премиальную систему и ускорение социального лифта.

Применяется ли ограничение срока службы чиновника в должности (связанное либо с повышением в должности, либо с освобождением от должности и переходом на другую работу)?

Какими нормами и практикой обеспечивается реальная открытость информации о работе органов исполнительной власти?

Какими мерами обеспечивается минимизация коррупциогенных норм и правил, по которым обязаны работать госслужащие?

Каковы критерии и порядок оценки работы органов исполнительной власти и их подразделений, органов местного самоуправления, а также госпредприятий и госкорпораций? Кто и как проводит эту оценку?

На каких принципах основан финансовый контроль за работой органов исполнительной власти и МСУ? Кому реально подчинены Счетные палаты?

Привлекаются ли граждане и НКО к обсуждению планов и проектов органов исполнительной власти?

Имеют ли граждане право, возможность и стимулы оспаривать в судебном порядке противоправные решения органов исполнительной власти или решения, нарушающие общественные интересы, интересы неопределенного круга лиц?

Имеют ли граждане право на частное обвинение госслужащих, совершивших уголовное преступление, например, осуществивших «распил» бюджетных средств?

Есть ли в стране Административные суды (как ветвь судебной власти), предназначенные специально для раз решения конфликтов с органами власти? Достаточна ли квалификация их судей для принятия решений, отменяющих решения органов исполнительной власти?

Используются ли для подготовки кадров госслужащих государственно-частные и муниципально-частные партнёрства с участием НКО?

Какие методы (дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр и др.) используются при непрерывном образовании госслужащих?

* * *

Кто и как сможет участвовать в этом исследовании? Граждане, различающиеся по своим политическим воззрениям, обеспокоенные нынешней ситуацией в России и понимающие, что придет время перемен. Каких? Насколько учитывающих опыт развитых стран? Нам всем будут полезны переводные статьи об этом опыте. Присылайте их на e-mail «korz1organ@gmail.com. Премия лучшим переводным аналитическим статьям — гарантирована!

Фото: Россия. Санкт-Петербург. Милиционер и пикетчик с плакатом "Поставим власть под контроль народа" во время акции протеста на Пионерской площади. Фото ТАСС/Интерпресс/фото из архива


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.