В обществе

В обществе Прямая речь

19 ДЕКАБРЯ 2017 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Кандидаты в очередной раз начинают президентскую кампанию в условиях, когда результаты известны заранее. Никаких вопросов тут нет. Из всех участников только один будет играть на победу. Владимир Путин идёт как самовыдвиженец и преследует две цели: максимизацию результата и явки. С максимизацией результата проблем не будет, а вот явка вызывает вопросы. Если результат предрешён, то люди идут на выборы не очень охотно. Есть разные способы увеличить явку, и они будут сейчас использоваться.

Например, можно проводить разного рода референдумы местного масштаба. Но с этим есть свои проблемы. Темы референдумов должны быть абсолютно безобидны для власти, и непонятно, кто на них придёт дополнительно к лояльному избирателю? Сейчас, к примеру, встал вопрос о переименовании Свердловской области, но народ всегда исходит из того, что любое переименование — лишняя трата денег. С переименованиями могут согласиться, только если речь идёт о каком-то военном герое, но превращение Свердловской области в Екатеринбургскую или Уральскую покажется излишним. Кроме того, власть всегда насторожено относилась к референдумам, потому что оппозиция может попытаться предложить свои варианты, хотя к этой кампании она не успеет подготовиться. Также для повышения явки будут использоваться такие известные ещё с советских времён методы, как музыка, воздушные шарики, хороший буфет и самодеятельность. Главное, чтобы люди пришли, потому что Путин должен получить не просто большинство голосов. Ему необходимо, чтобы оно стал внушительным по отношению ко всему населению страны.

В условиях отсутствия большой интриги появляются маленькие. Например, кто из партий поддержит Путина? Понятно, что «Единая Россия» и «Родина». Но, возможно, также и «Справедливая Россия». Они оказались в ситуации, когда их кандидат заведомо проигрывает Жириновскому, Зюганову, а может, и Ксении Собчак. В связи с этим участие в избирательной кампании им невыгодно. А для Путина на максимизацию результата работает идея пойти самовыдвиженцем, так как существует прослойка провластных избирателей, которые скептически относятся к «Единой России».

Наконец, есть ещё одна аппаратная интрига. 26 декабря пройдёт собрание по выдвижению Владимира Путина в президенты, и сейчас идёт конкуренция вокруг того, кто войдёт в состав комитета. Там будет много звёзд театра, кино и спорта, общественные деятели. И можно будет посмотреть, кто удалён от власти, а кто к ней приближён, кто востребован, а кто нет.

Что касается остальных кандидатов, то у Геннадия Анатольевича Зюганова проблемы. По опросам, он может впервые за свою карьеру не прийти вторым. У КПРФ сложная ситуация, на последних парламентских выборах они совсем чуть-чуть опередили ЛДПР, хотя обычно опережали значительно. Никакого отношения к исходу выборов то, кто придёт вторым, не имеет, но это значимо для конкретных политических сил. И для Зюганова, и для Жириновского эти выборы, скорее всего, заключительные, и Зюганову не хочется быть третьим.

Для него есть ещё один источник дискомфорта — участие Ксении Собчак. Он человек солидный, с биографией, и ему очень не хочется дебатировать с Собчак на телевиденье. Зюганов исходит из того, что это будет шоу, а он привык к чему-то серьёзному. Но деваться некуда, другого кандидата у его партии нет. Какой-нибудь Афонин никому не известен, а Болдырев для партии чужой. Ему немедленно припомнят, как он был молодым демократом в 89-м году. Перед КПРФ тоже есть задача явки, которую может обеспечить только Зюганов, на другого кандидата коммунистический избиратель пойдёт ещё менее охотно.

Кроме того, Зюганов не хочет ругаться ни со своей партией, ни с Кремлём. Ему надо обеспечить политические перспективы своему внуку, вошедшему в Московскую городскую думу. Там есть вопрос, кто должен играть ведущую роль во фракции КПРФ, и Зюганову важно решить эту задачу в свою пользу. Так что он пойдёт на выборы, причём постарается показать, что является кандидатом не только от КПРФ, но и от более широкой коалиции. Им реанимирован НПСР — Народно-патриотический союз России, созданный ещё к выборам 1996 года. Но тогда задача состояла в том, чтобы выиграть всю кампанию, а сейчас — опередить Жириновского.

Самому Жириновскому гораздо легче. Он шоумен от политики, для которого такая кампания — это жизнь. Он спокойно относится к участию Ксении Собчак и не боится дебатов с ней. Это может даже дать ему дополнительный драйв.

Навального на выборах не будет, право участвовать он не имеет. Вернуть ему это право было бы несложно, но власть не хочет давать ему телевизионную трибуну. Сделать это ради небольшого повышения явки — значит выстрелить себе в колено. Минусы существенно превышают плюсы. Он говорил бы популярные вещи про борьбу с коррупцией, а это может разрушить его образ на телевидении как иностранного агента и экстремиста.

Григорий Явлинский также собирается участвовать. Как Зюганов и Жириновский, он является «ветераном» политики и тоже не может уже никого вдохновить, что показали парламентские выборы. Но если у ЛДПР и КПРФ есть хотя бы «ядерный» электорат, обеспечивавший им переход через 5-процентный барьер, то у Явлинского нет и этого. Так что шансов на сколько-нибудь высокий результат у него нет.

С Ксенией Собчак ситуация сложнее. Она стремится проводить инновационную кампанию, играть роль «Жириновского для демократов». Причём не нынешнего Жириновского, а его же образца начала 90-х годов. Тогда вдруг появился человек, говоривший другие вещи, чем демократические кандидаты, но и не связанный официально с партийной номенклатурой. И на волне разочарования в демократах он смог очень быстро раскрутиться. Но у Собчак есть отличия. Она позиционирует себя как кандидат «против всех». Так голосуют люди, выступающие против всей элиты вообще. А Собчак для них также является частью элит, это не человек «снизу», для таких избирателей она — такая же, как все.

Что касается самих демократов, то в отличие от Григория Явлинского Собчак может вызывать эмоции, положительные или отрицательные. К ней есть хоть какой-то интерес, а для политика это важно. Однако своим участием она вызывает внутренний конфликт в среде оппозиционных избирателей.  Для части из них этот кандидат — хоть какой-то шанс показать власти, что мы есть, и хоть какие-то эмоции. Но для других она несерьёзный кандидат. Для третьих — слишком связана с властью. Так что по ней больше вопросов, чем ответов, и Собчак придётся приложить немало усилий, чтобы получить результат в районе 5-6 процентов голосов.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.