В Кремле

В Кремле Прямая речь

1 ФЕВРАЛЯ 2018 г.

Сергей Цыпляевпрезидент фонда «Республика»:

Своеобразное сочетание: с одной стороны речь идёт о возможных финансовых и экономических ограничениях, а с другой — о военных угрозах. Остаётся надеяться только на то, что эти события всё-таки не связаны. Но надо сказать, что ощущение осаждённой крепости, культивируемое в нашей культуре, сейчас усиливается. Поэтому можно ожидать разговоров о том, что нам нужно наращивать военные возможности, готовить силовые ответы и так далее, поскольку всё, что происходит, интерпретируется как кампания подавления. А разумный подход был бы в том, чтобы чётко разделять вопросы, которые связаны с военными делами и которые с ними не связаны.

Угрозы, если их бесконечно повторять, обесцениваются. Но есть и второй неприятный момент, связанный с возможностью размещения ракет в Калининграде. Очень часто мы не оцениваем, какой будет ответ на наши действия, окажемся ли мы в плюсе или проиграем. Например, постоянно звучат угрозы выйти из договора СНВ. Но это действие по принципу «назло маме отморозить пальчик». Этот договор более выгоден нам. Если у вас есть «Запорожец», а у соседа «Мерседес», то в случае гонок любые ограничения скорости работают вам в плюс. Экономические возможности блока НАТО и России сегодня несопоставимы. Поэтому мы сами заинтересованы в любых ограничениях и «потолках».

Это старая история: когда в советский период были размещены ракеты средней и меньшей дальности в Европе, стало ясно, что подлётное время до Москвы стало минимальным, а до Вашингтона — не изменилось. Да, Европа превратилась в заложника, но США защищены расстояниями. И попытки эскалировать обстановку сейчас также превратятся в усиление угрозы нам.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.