В обществе

В обществе Самоуправление во Франции. Сравним!

14 ФЕВРАЛЯ 2018 г. ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Современная французская системы местного самоуправления берет начало с законов о децентрализации от 1982-1983 гг. Эти законы позволили провести настоящую децентрализацию: местные органы самоуправления стали независимыми от государства, контроль которого осуществляется теперь в форме юридического контроля.

По Конституции 1958 г. «территориальными образованиями являются коммуны, департаменты, регионы, местные образования с особым статусом и заморские территории». Сегодня во Франции насчитывается 22 региона, 100 департаментов и 36 600 коммун.

Коммуны имеют широкие полномочия, в частности в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра как представителя государства на местном уровне:

  • Гражданское состояние: регистрация рождений, браков и смертей.
  • Выборы: организация выборов, ведение избирательных списков.
  • Социальная помощь: ясли, помощь пожилым людям, некоторые дома престарелых, поддержка общественных организаций. Коммунальный центр социальной помощи собирает заявки, анализирует потребности и работает на местном уровне. Он тесно сотрудничает с департаментом.
  • Образование: строительство, оборудование, управление детскими садами и начальными школами.
  • Обустройство и эксплуатация: застройка (разработка планов застройки, выдача разрешений на строительство), создание и эксплуатация рекреационных зон, содержание местного дорожного фонда, уличного освещения, зеленых насаждений, общественных зданий коммуны, общественного транспорта.
  • Полномочия в сфере водоснабжения, оздоровления окружающей среды и уборки мусора.
  • Защита общественного порядка при существовании, в отдельных случаях, муниципальной полиции.
  • Культура: оборудование культурного и спортивного назначения (музеи, библиотеки, медиатеки, спортивные залы, бассейны, катки...); муниципальные музыкальные школы; досуговые центры.
  • Поддержка жилого фонда, экономики и туризма.
  • Муниципальные архивы.
  • В некоторых коммунах: международная деятельность.

 

Коммуна во Франции — единственная административно-территориальная единица, где нет отдельного государственного властного органа, то есть теоретически мэр в своём лице сочетает главное должностное лицо местного самоуправления и представителя государственной власти. Но чтобы избежать сочетания в одном лице функций государственной исполнительной власти и местного самоуправления, многие функции государственной исполнительной власти, принадлежавших мэру, с 1983 года переданы в функции местного самоуправления. То есть роль коммуны как государственного административной единицы очень уменьшилась, коммуна стала реально автономным территориальным коллективом.

Важными элементами коммуны как юридической реальности являются: название, территория, численность населения. Поскольку именно эти элементы идентифицируют коммуну как отдельное базовое звено местного самоуправления, законы предусматривают специальные процедуры возможных изменений названия или территории и предусматривают обязательную периодическую перепись населения.

Межкоммунные отношения объединяют все формы сотрудничества между коммунами. В 1992 и 1999 гг. межкоммунное сотрудничество было усилено принятием законов, направленных на лучшую его организацию и на его стимуляцию в ситуации раздробленности коммун. По отношению к территориальным образованиям (коммунам, департаментам, регионам) межкоммунное сотрудничество имеет ограниченную компетенцию (по принципу специализации). Сами коммуны решают, какие компетенции ему передать. Эти компетенции больше не являются компетенциями коммун (принцип эксклюзивности).

 

Муниципальный совет

Состав муниципального совета

Закон устанавливает численность муниципальных советников в зависимости от количества населения коммуны. Советником (депутатом) муниципального совета может стать любой налогоплательщик коммуны, но закон устанавливает правила невыборности и несовместимости мандатов.

Выборы муниципальных советников проводятся раз в 6 лет одновременно по всей Франции по мажоритарной системе в два тура, по закрытым спискам для коммун с населением свыше 30 тыс. человек и по открытым спискам для других коммун.

Кодекс законов о коммуне детально регламентирует правила организации и проведения заседаний муниципального совета, в том числе для обеспечения гласности и открытости заседаний. По закону заседания совета должны проводиться не реже одного раза в три месяца. Заседание созывает мэр по собственной инициативе в зависимости от потребности. Он также обязан созвать заседание совета по требованию префекта или половины членов совета.

Кворум для заседания — половина членов совета. Советник, который не может присутствовать на заседании, может письменно поручить другому советнику проголосовать от его имени.

 

Полномочия муниципального совета

Финансовые полномочия. Принятие бюджета и определение ставок коммунальных налогов. Решение вопросов о необходимости займов. Утверждение отчетов об использовании бюджетных средств.

Полномочия в сфере общественных служб. Совет имеет право создавать или ликвидировать общественные службы коммуны, но законом установлено определённое ограничение самостоятельности в отношении определённых служб. По закону наличие некоторых служб является обязательным (похоронное бюро, службы сбора мусора и т.д.). Законом также запрещается создание определённых служб (обороны, юстиции) в сферах, не относящихся к компетенции коммун и противоречащих принципу единства государства. Такие ограничения устанавливаются также и в отношении права коммун создавать службы, занимающиеся экономической деятельностью.

В последний период, правда, стало допускаться создание общественных промышленных и торговых служб, если они не являются несовместимыми с принципом свободы предпринимательства. Например, когда это ведет к частному использованию общественного имущества или когда в этой сфере отсутствует частная инициатива.

Совет также может оказывать помощь как коммунальным, так и частным предприятиям, но, опять же, в условиях конкурса и гласности.

Полномочия в отношении имущества коммуны. Имущество коммуны делится на «общественное», то есть такое, которое предназначено исключительно для общественного пользования (дороги, кладбища, казармы и т. д.), и имущество «частное», которым коммуна распоряжается на правах частного собственника (луга, леса, дома и т. п.). Общественное имущество неотчуждаемое.

Совет принимает решение о покупке, продаже, аренде имущества и об отнесении имущества к категории «общественного».

Полномочия в сфере обустройства территории и городского строительства. Помимо определения направлений использования территории и принципов городского строительства совет имеет право разрабатывать и утверждать межкоммунальные планы обустройства территорий, но эта работа должна проводиться с участием центральной администрации, департамента, округа, других коммун. Муниципальный совет избирает мэра, его заместителей, формирует комиссии.

Несмотря на такие широкие полномочия, следует помнить, что большое влияние на принятие решений советом имеет мэр. С другой стороны, муниципальный совет, как и любой другой орган местного территориального коллектива, находится под административным контролем органов центральной государственной власти.

Контроль за деятельностью и решениями муниципального совета со стороны представителей центральной государственной администрации. Согласно закону 1982 года [3], префект утратил право контроля за решениями совета на предмет целесообразности, и хотя за префектом осталось право контроля решений на предмет законности, отмена незаконных решений возможна лишь административным судом. В то же время закон обязывает совет передавать принятые им решения представителю государства и решение совета считается вступившим в силу лишь после передачи его префекту и обнародования (например, опубликования).

Если префект считает решение незаконным, в течение 2-х месяцев со дня получения решения он может обратиться в административный суд для признания решения незаконным или срочного приостановления исполнения решения до окончательного рассмотрения его судом.

В случае необходимости, префект обоснованным постановлением может приостановить деятельность совета на срок не более месяца. Об этом префект сообщает министру внутренних дел.

Если совет не может обеспечить управление коммуной, он может быть распущен указом президента республики, если это одобрено на заседании Совета министров.

В течение недели после роспуска совета префект назначает специальную комиссию в составе от 3-х лиц для коммун до 35 тыс. жителей до 7-ми человек для коммун с большим населением. Не позднее чем за 2 месяца с момента роспуска должны быть проведены новые выборы. После создания нового совета комиссия прекращает свое существование.

 

 

Фото: Emeric Fohlen/Zuma\TASS

 

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.