В Кремле

В Кремле Прямая речь

1 МАРТА 2018 г.

Николай Сванидзетележурналист, член Совета по правам человека при президенте РФ:

Больше трети всего выступления было посвящено окартиненному, с мультиками, рассказу о новейших системах ядерного вооружения. И этот рассказ о военных игрушках был совершенно очевидно мил сердцу выступающего, убедителен, он говорил духоподъёмно и эмоционально. В отличие от первой части, где он рассказывал о наших проблемах. Это была, скорее, обязательная программа в «фигурном катании» нашего лидера. А вторая часть была произвольной и совершенно очевидно, что любимой. Создаётся ощущение, что без первой вообще можно было обойтись.

Он говорил достаточно банальные правильные вещи про то, то экономика должна быть лучше, производительность труда должна быть выше, а продолжительность жизни должна вырасти до неимоверных пределов. Мы должны вступить в клуб «80+», обогнать по темпам экономического роста весь мир и так далее. Но Путин не указывал, как именно это сделать. Чтобы выросла экономика, надо повысить производительность труда, инвестиции и несырьевой экспорт. А как это сделать, он не объяснял. То есть ничего не предполагается делать, всё как бы само увеличится и улучшится.

Это, конечно, сильно напоминало доклады со съездов генеральных секретарей ЦК КПСС и ни на кого не производило впечатление. Зал реагировал очень вяло. Но когда Путин перешёл к ядерным цацкам, то все встали, зааплодировали, раздался гром оваций. Все ждали именно этого и поняли, что бронепоезд по-прежнему стоит целёхонький. Воспринималось это как угроза. Главная часть выступления была обращена не к нашему Федеральному собранию, а к Конгрессу США. Это было принуждение к переговорам в достаточно традиционной северокорейской форме. И именно так это будет воспринято на Западе, хотя какой возымеет эффект – отдельный вопрос. Но, несомненно, милитаристская струя была крайне ярко выражена, и в этом смысле его речь была продолжением ещё Мюнхенского выступления.

При этом всё послание, очевидно, было предвыборным. Больше 10 раз Путин употребил формулировку «в следующие 6 лет». Само такое обращение делается ежегодно, и нужно было бы говорить о ближайшем годе, а он рассуждал обо всём следующем президентском цикле. Ясно, что это предвыборная речь, и один из главных адресатов – массовый российский избиратель. И своей цели она достигнет, потому что страха перед войной сейчас нет. Те поколения, которые в силу своего жизненного опыта боялись войны, уже ушли из жизни. Знаменитое «только бы не было войны» из «Пяти вечеров» не вспоминается. Для подавляющего большинства россиян война – это «электронная войнушка».

И боюсь, что подавляющее большинство руководства страны и генералитета воспринимают её также. Генералы вообще не боятся войны, они стремятся попробовать новое вооружение. И судя по тому, как азартно и весело президент произносил вторую часть своего выступления, он тоже относится к войне не как к страшной трагедии, а как к форме мирового противостояния, к которой наша страна вроде как готова. Поэтому сегодняшнее выступление производило грозное впечатление во всех смыслах.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.