В обществе

В обществе Прямая речь

21 МАРТА 2018 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Среди депутатов и чиновников есть люди разной степени глупости и разной степени цинизма. На одном полюсе находятся полные идиоты, которые не понимают, как они выглядят в этой истории. Но на другом полюсе есть люди, которые всё прекрасно понимают и просто исполняют некоторую роль. Дело в том, что наша система всё дальше продвигается по пути «ментального тоталитаризма», когда власть предписывает не только поведение, но и чувства. Есть вещи, которые ты обязан любить, есть вещи, которые ты обязан ненавидеть, есть вещи, на которые ты обязан оскорбляться.

Это не российское новшество. За нелюбовь к фюреру могли посадить в тюрьму, в Германии чувства к фюреру были закреплены как юридическая категория. Это жёсткие формы, но бывают и более мягкие. В советское время была популярна и часто исполнялась песня Людмилы Зыкиной про Россию. И там, в частности, героиня песни объяснялась в любви к Родине. Она говорила, что «нету оправдания не любящим тебя». Лирический герой не только заявляет о своих чувствах, но и требует таких же чувств от других людей. И сейчас то же самое. Pussy Riot посадили за неправильные чувства в адрес церкви, и на них всё не закончилось. История с Макаревичем — проявление всё того же тренда: нам указывают, как и что надо чувствовать.

Область предписанного сильно расширяется. Только что триумфально избран президент Российской Федерации. Кажется, что было бы нормально, если бы на экране появились представители тех 25% избирателей, которые голосовали за кого-то другого и говорили бы, что избрание Владимира Владимировича Путина — это плохо для страны, с их точки зрения. Но им позволяют проголосовать таким образом, а говорить не позволяют. Меня только что позвали на Первый канал, на «замечательную» программу «Время покажет». Там кроме меня сидело семь человек, из которых один был наблюдателем из Польши, который сказал, что всё было прекрасно, и ушёл. Все остальные были за Путина, а мне вообще не дали слова, совсем. Видимо, в последний момент испугались. Это очень характерно.

На другой передаче американский журналист, который пытался возражать остальным гостям, вышел из-за стойки и опёрся на неё. На что присутствовавшая там Ирина Анатольевна Яровая сказала: «Вы не в Америке, у нас так не стоят, встаньте нормально». А он не стоял на голове, не снял штаны, не сделал ничего предосудительного. Но «у нас так не стоят», и не говорят, и вообще начальство лучше знает, как надо стоять и как надо себя вести. Хорошо, что они ещё не предписывают, как надо стричься. Упрёки за причёску пока у нас впереди.

Когда зона предписанного расширяется, все должны любить одно и то же. И тогда любой человек, высказывающий нечто иное, становится врагом. Если креститься надо тремя перстами, и это официальная политика князя, то тот, кто крестится двумя перстами, — враг.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.