Вокруг России

Вокруг России Киевское столкновение. Ради чего?

8 МАЯ 2018 г. ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

ТАСС

30 апреля в Киеве произошло знаковое событие. В сообщениях украинских информагентств оно предстало в разделах криминальной хроники. Событие это на первый взгляд похоже на «обычное» дорожное хулиганство, столь знакомое обитателям стран бывшего СССР. В конце рабочего дня на оживленном перекрестке в центре столицы Украины внедорожник Mercedes Gelandewagen, нарушив ПДД, создал аварийную ситуацию. Подрезал машину, в которой оказался известный журналист и депутат Верховной рады Мустафа Найем. Депутат решил преградить путь автохулигану.

Из престижного и дорогого «кубика» (жаргонное название внедорожника G-Wagen) навстречу ему вышли двое молодых людей, 19-летний водитель Ахмед Саитов и 21-летний Магомед-Салих Саитов. Разговор не получился, они не извинились, а угрожали. Найем по телефону вызвал полицию. Быстрее появился BMW, привезший, в частности, старшего брата Ахмета, 28-летнего Магомеда-Амина Саитова. В итоге депутат оказался в окружении пятерых кавказцев, которые стали его избивать. Он получил двойной перелом: челюсти и стенки гайморовой пазухи, а также сотрясение мозга (в СМИ упоминают и о повреждении печени). Нападавшие скрылись.

Как стало известно позже, через 20 минут после случившегося Магомед-Амин Саитов заказал по интернету авиабилет и вскоре благополучно улетел в Баку. Задержаны по делу всего трое. Двоих до 30 июня поместили под так называемый ночной домашний арест (Ахмеда Саитова и 22-летнего Умолта Темербулатова), а Магомеда-Салиха Саитова — на тот же срок под круглосуточный домашний арест. 5 апреля появились сообщения в СМИ, что в Баку задержан Магомед-Амин Саитов и началась процедура его экстрадиции. Дело это небыстрое, и чем закончится, еще неизвестно.

Найем перенес в больнице операцию, физическое состояние его, как говорят его близкие, плохое. Фактически он получил тяжелые травмы с пока неизвестным исходом. Поэтому странными кажутся мягкие меры пресечения, примененные к его обидчикам киевским судом. Уже на следующий день после избиения депутата на электронную почту его и его брата стали приходит угрозы, требования забрать заявление из полиции и завершить дело миром. Шестого мая Мустафа обратился в правоохранительные органы с просьбой предоставить ему охрану из-за опасений за свою жизнь.

Семья братьев Саитовых весьма обеспечена. Сбежавший в Азербайджан Магомед-Амин Саитов является владельцем нескольких фирм, одним из соучредителей промоутерской компании «Бум-бокс Промоушнс», представляющей, в частности, интересы международно известного российского боксера Хусейна Байсангурова (киевская пресса отмечает, что ранее этого боксера продвигала промоутерская контора братьев Кличко).В здании, где располагается компания, находится общественная организация «Диаспора чеченского народа», членом которой является и отец Саитовых. Мелькнуло сообщение в СМИ, что отец очень недоволен поведением сыновей. При этом его дети — завсегдатаи дорогих столичных ресторанов. В 2011 году старший из них, Магомед-Амин, попал в скандальную хронику, где фигурировал как типичный представитель гнилой золотой молодежи. Кстати, тогда он разъезжал на дорогой красной Ferarri F430.

Столкновения на дорогах, провоцируемые молодыми мажорами, представляют настоящую угрозу общественному порядку. Поэтому не удивительно пристальное внимание к случаю на Бессарабке в украинском обществе. Люди спрашивают: если избиению среди белого дня в столице подвергается известный депутат, то чего ожидать обычным гражданам?

Для последних очевидна и другая жгучая проблема. Группы поддержки сынков богачей и влиятельных чиновников приезжают быстрей полиции и наводят «порядок».

Огромное возмущение вызвало и то, что трое задержанных мажоров оказались по происхождению чеченцами, двое из них имеют гражданство РФ. При этом все трое родились в Киеве, двое учатся в здешних вузах и игнорируют законы Украины.

Айдер Муждабаев, заместитель генерального директора телеканала ATR, уверен в наличии большого количества автолюбителей в Киеве, избитых и униженных «этими беспредельщиками». «И все они молчат». В социальных сетях он упомянул о своем столкновении на дороге с подобными персонажами: «Бешеные глаза, хватание за кобуры, обещания найти и убить, слова “это наш город, у нас все схвачено”».

Найем принял решение не спускать бесчинства богатых хулиганов на дорогах, потому что хорошо знает, как часто это происходит в городе. Сразу после происшествия он написал в своем фейсбуке: «Дорогая машина и крутые номера не повод позволять уродам плевать себе в лицо».

Но тогда справедлив упрек, который обращают к нему многие и многие: являясь депутатом высшего законодательного органа страны, принадлежа к правящей партии, принимая активное участие в реформах, он сам несет ответственность за плачевное состояние, в котором находятся украинские полиция, МВД и суды. Ехидная реплика корреспондента «РИА Новости. Украина» имеет под собой реальное основание: «Отреформированная при участии политика (по иронии судьбы, члена коллегии МВД) полиция прибыла на место происшествия, когда он уже больше нуждался в помощи врачей».

Это, конечно, не означает, что при Кучме или Януковиче милиция работала лучше. Но в результате «революции достоинства» пролилась большая кровь, а воз и ныне там. В деле самого Найема мы видим, как судьи формально исполняют свои обязанности, не учитывают существо случившегося и фактически оставляют на свободе тех, кто, устроив беспредел на дороге, посягнул на здоровье и достоинство сознательного гражданина. Вообще избиения подобного рода, когда нападающие профессионально владеют приемами боевых искусств, нужно расценивать как бандитизм.

Депутат, уже после столкновения, несколько раз объяснял в своем ФБ мотивы, которыми руководствовался, мужественно преградив дорогу автошпане. 30 апреля, по свежим следам, он подчеркивал, что не любит «мажоров и машины сопровождения. Если подрезают… не уступаю принципиально».

Третьего мая, испытывая шок от поведения судейских чиновников, Найем вновь возвращается к побуждениям, заставившим его действовать таким образом: «Мы сейчас либо создаем новые нормы, правила… либо и дальше продолжаем жить в мире “депутатов”, “мажоров” и “быков”, которым все можно».

За несколько дней до происшествия на Бессарабке Найем писал: «Сейчас такое время, что, если хочется что-то менять, рано или поздно придется сделать это самому».

И вот теперь, сделав то, что считал верным, он просит о предоставлении государственной охраны.

Найем, успешный журналист, стал одним из активнейших деятелей «революции достоинства». И даже символом нового поколения украинских граждан, вышедших на баррикады. При этом нынче он состоит в правящей партии Порошенко. Он постоянно критикует власть, заявляет, что та не хочет создания антикоррупционного независимого суда, не хочет меняться, и одновременно сам является частью парадного фасада системы. Он встречается с иностранными делегациями, с Куртом Волкером, курирующим Украину от Госдепартамента США, со знаменитым философом Фрэнсисом Фукуямой и проч. Общаясь с обаятельным Мустафой, западные политики и общественники видят, что новая Украина возможна и что она пусть медленно, но реализуется.

Во многом Найем сам участвовал в создании идеологической иллюзии.

Столкновение с хулиганами случилось вблизи постамента памятника Ленину, снесенного «революцией». Памятники снести легко — предельно тяжело демонтировать разветвленную систему попрания человеческого достоинства. В преддверии внешней перестройки советская номенклатура обменяла власть на деньги, хлебные должности и преференции. Частью теневого советского мира стали различные фирмы, связанные, к примеру, со спортом, с различными общественными «интернациональными союзами» (заместителем главы правления такого союза в Киеве числился одно время и скрывшийся в Баку Саитов), общественными «академиями» и «центрами» и так далее, и тому подобное.

В 2015 году Порошенко объявил об открытии бывших архивов КГБ. Однако это оказалось фикцией. Автору этих строк не удалось ни получить своего «дела», когда-то заведенного в киевском управлении конторы, ни привлечь к ответственности следователей и прокуроров, участвовавших в его фабрикации. Недавно бывшие советские диссиденты с изумлением узнали о награждении украинским президентом судьи-палача Г.И. Зубца, приговорившего в 1984 г. к смерти киевского журналиста Валерия Марченко. Мустафа Найем как-то отреагировал на подобные безобразия? Об этом ничего не известно.

И вот теперь, встретившись среди бела дня с молодыми автоволками на дорогах Киева, он обнаружил, что это не конфликт с хамами-мажорами. Это столкновение с миром советского тоталитаризма, который модифицировался, прикрылся и продолжает развиваться. И чем кончится это столкновение, к сожалению, неизвестно.

Хотелось бы, чтоб здоровье депутата поправилось. Чтобы его друзья смогли заставить государственный аппарат работать по закону и смыслу, а не по клановым связям и тайным расчетам.


Фото: Украина. Киев. Народный депутат Мустафа Найем во время митинга у здания Верховной рады Украины. Сергей Сафронов/ТАСС



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.