В погонах

В погонах Прямая речь

24 МАЯ 2018 г.

Сергей Цыпляевпрезидент фонда «Республика»:

Стоит рассматривать все источники информации, пусть и с разной степенью доверия. Надо понимать, что сфера оборонной промышленности очень закрытая, проблема контроля там иногда нерешаема, и исполнители, имея амбиции и не желая иметь проблемы, выдают желаемое за действительное. Мы это проходили. Была история, когда генералы доложили, что они запустили спутник, меняющий орбиту без использования какого-либо горючего материала, что нарушает фундаментальный закон сохранения энергии импульса, проверенный до уровня элементарных частиц. Говоря по-простому — запустили вечный двигатель. А была знаменитая история, описанная академиком Александровым, с выделением колоссальных средств для развития так называемого супероружия на торсионных полях. За этим ничего не стояло, кроме желания выделять деньги. А совсем недавно мы наблюдали, как Министерство обороны ввело президента в глубочайшее заблуждение, предоставив ему запись работы американских вертолётов «Апач» в Афганистане как работу наших вертолётчиков против ИГИЛ. Это была очень тяжёлая история.

Проблема заключается в том, что достаточно высокое руководство в нашем военно-промышленном комплексе является почти полностью гуманитарным по образованию. Это люди, которые никогда ничего подобного не касались, не в состоянии оценить происходящее. Нехватка экспертизы там очень острая. Поэтому любой сигнал с любой стороны, конечно, не должен приниматься на веру, но может стать основанием для серьёзной проверки, разбирательства и подготовки доклада на высоком уровне, хотя бы закрытого. Любое политическое руководство должно быть постоянно начеку, понимая, что военно-промышленный комплекс — это сплочённая, закрытая, лоббистская структура, о чём говорил ещё Эйзенхауэр.

Я могу привести собственный пример. Когда в 90-е годы военные считали, что если мы не построим авианосцы, то нам конец, и требовали, чтобы страна занялась этим срочно, меня, как депутата, пригласили на лоббистские обсуждения адмирал и один из генеральных конструкторов. Исходя из того, что депутат — полный идиот, адмирал стал рассказывать, как нам нужны авианосцы для защиты наших ядерных электростанций от ударов, указывая на страшный ужас, произошедший в Чернобыле. В этом месте я не выдержал и задал прямой вопрос: а можно об этом поподробнее? Как это всё будет происходить? Быстро посмотрев на меня, он сказал: не-не-не, это неважно! И подобные вещи, которые возможны благодаря тому, что люди вообще ничего не понимают и им можно рассказывать всё что угодно, происходят постоянно. Кстати, не только у нас, это общемировая проблема: как удерживать происходящее в ВПК под контролем и добиться понимания гражданского общества.

Именно поэтому уже давно общим местом является то, что Министерство обороны — гражданское ведомство, а военными командует генеральный штаб. Потому что Министерство обороны определяет, какие ресурсы общества государство в состоянии отдать и затем проконтролировать траты для обеспечения максимально возможной обороноспособности. Это очень серьёзный вопрос.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.