Вокруг России
Прямая речь
1 АВГУСТА 2018 г.
Зоя Светова, журналист:
Это ужасная человеческая трагедия, потому что все трое убитых были очень яркими людьми и настоящими профессионалами. Безумно жалко, что они погибли такими молодыми. Это напоминает какое-то кино: далеко от России, в чужой стране неизвестные люди убили журналистов, приехавших, чтобы снять документальный фильм и провести расследование. И казалось бы: что для нас, россиян, эта история, почему они туда поехали?
Но эта тема была очень важная, они хотели узнать, что в этой стране происходит и почему российская военная компания оказалась там, что она там делает? Для нас всех важно, что происходит с нашими гражданами. А теперь многие их друзья задают вопрос, стоит ли такая тема их жизни? Но Джемаль, Радченко и Расторгуев не могли жить иначе. Это было их профессией, им было интересно.
Мы вряд ли когда-нибудь узнаём все обстоятельства их смерти, вряд ли какие-то ещё журналисты теперь поедут туда расследовать их смерть. На это и был расчёт их убийц. Я не верю в версию ограбления, скорее ЧВК Пригожина знало, что журналисты едут туда снимать кино, за ними следили — и убили их, как только они начала работу. Это журналистский риск. Сейчас многие говорят, что нужно было взять охрану. Но как в такоЙ стране можно себя полностью защитить? Такой опытный военный корреспондент, как Орхан Джемаль, должен был понимать, как обезопасить себя, работая в таком государстве и по такой теме. Он не мог не представлять рисков.
Для меня это похоже на фильм Антониони «Профессия репортёр». Три человека, каждый со своей судьбой, замечательными статьями, расследованиями, как у Орхана Джемаля, потрясающими фильмами, как у Александра Расторгуева или Кирилла Радченко. И вдруг этих людей в одночасье расстреливают в машине. Это очень страшная история, которая много говорит и о профессии журналиста, и о стране, в которой мы живём. Потому что они ехали снимать правду, которую пытается скрыть наша власть, о продаже оружия в африканские страны и поддержке диктаторских режимов. Вполне возможно, что в ЦАР есть какие-то интересы. Там много всего намешано, но всегда остаётся вопрос — стоит ли всё-таки человеческая жизнь крутого расследования? Это вопрос, который журналист каждый раз задаёт себе.