В обществе

В обществе Прямая речь

17 АВГУСТА 2018 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Очевидно, что если бы не было столь сильного давления, беспрецедентного не только по масштабам, но и по бескомпромиссности и широте участников, от «левых» до «правых», то девушек бы не отпустили. Отсюда много чего следует.

Во-первых, следует явная неправота всех, кто говорил, что надо сидеть тихо, чтобы не мешать. Это старая идея, заключающаяся в том, что наверху есть хорошие и разумные люди, которые хотят решать проблемы, но если устраивать скандал и привлекать общественное внимание, то они не смогут помочь. Поэтому надо сидеть тихо и не мешать. Эта концепция мне и раньше казалась неверной, но сейчас появились доказательства её неправоты. Девчонки сидели, прокурор утверждал, что они могут оказывать давление на кого-то, но стоило настоящему начальству всерьёз перепугаться, как следствие и прокуратура сами сказали, что держать их не нужно.

Второе следствие касается гражданского общества, которое добилось успеха и теперь понимает, что добиваться успеха можно, а значит, в следующий раз давление будет сильнее. По-моему, это первый случай, когда власть так публично испугалась и прогнулась. Что из этого следует? Первое: необходимость в более жёстком и решительном давлении в других ситуациях, которых, к сожалению, очень много.

И второе: власти надо будет отыгрывать свой испуг. Для людей это было «мы давим, гнутся шведы», а для тех, кто наверху, это потеря уважения среди своих. Никогда не прогибались, а тут прогнулись. «Верхние десять тысяч» понимают, что начальник не всесилен, он слаб. И руководителю любой группировки в такой ситуации нужно доказать, что на самом деле он силён, а случившееся – просто случайность. В детективе, который я читал, был такой эпизод: если глава банды проиграл, то он обязательно должен кого-то убить. Чтобы члены банды не думали, что он больше не силён. Я хочу подчеркнуть, что не называл руководство России бандой убийц, а просто проводил аналогию.

Поэтому следствием победы общества и поражения власти может стать ужесточение действий властей по другим направлениям. В тот же самый день, когда следователи вдруг попросили отпустить девочек под домашний арест, нам заявили, что ходатайство матери Олега Сенцова о помиловании не может быть удовлетворено без его личной просьбы. А поскольку начальство знает, что вообще-то оно не нужно, то это надо воспринимать как сигнал и обществу, и людям во властных кругах, что сдаваться они не собираются. В истории Павликовой и Дубовик они пошли на уступку по тактическим соображениям, но не более того. Кстати, сама их уступка временна, потому что будет ещё суд и он может выяснить, что девочки собирались свернуть общественный строй.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.