Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

5 СЕНТЯБРЯ 2018 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Теоретически тут может быть три варианта. Первый вариант – заявления Варфоломея так и останутся заявлениями. Он будет демонстрировать своё главенство в православном мире, но не будет предпринимать ничего конкретного. Это самый маловероятный сейчас сценарий. Даже не потому что, сказав «А», надо сказать «Б», а потому, что это станет достаточно серьёзным ударом по имиджу самого Варфоломея. Получится, что он замахнулся на что-то очень большое, а потом у него ничего не получилось. Когда ты делаешь такие заявления, то подразумеваешь, что за ними последуют какие-то решения. И реакция Московского патриархата, выходящая за рамки обычной настороженности, куда более серьёзная, показывает, что решения возможны.

Второй вариант – предоставление автокефалии. Украинские источники называют самые близкие даты, некоторые из которых уже прошли без каких-либо перемен. Но исключать это всё равно невозможно. Другое дело – степень рисков. Провозглашение автокефалии означает прекращение канонического общения между Москвой и Константинополем, причём не на несколько месяцев, как было в 90-е годы из-за конфликта по поводу Эстонии, где до сих пор есть две юрисдикции, московское большинство и константинопольское меньшинство. Но тема Эстонии периферийна, хотя она была важна для Алексея II лично, так как он сам был из Эстонии. Тем не менее, там не очень много православных, и никто не собирался эстонской церкви давать автокефалию, так что конфликт удалось заморозить.

А тут ситуация совершенно иная. Провозглашение автокефалии станет колоссальным ударом по позициям Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла. Потому что эта автокефалия станет центром притяжения для многих священников и иерархов, входящих сейчас в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Они не идут к Филарету, потому что он не каноничен. Но если у него будет каноническая структура, ещё поддерживаемая властями, то переходов станет весьма много. Будет борьба и за Киево-Печерскую Лавру, как за основной духовной центр православия в Украине. Это может стать очень драматичным расколом во всём православном мире. Причём если по эстонскому вопросу можно было договориться, то здесь договориться не удастся. Потому что автокефальная церковь будет постоянно претендовать на всё большее расширение за счёт Московского Патриархата.

Решится ли на это Варфоломей, зависит не только от рациональных аргументов, но и от психологии, от того, в каком настроении сейчас находится он и его ведущие митрополиты. И тут есть очень тревожный фактор – сообщение агентства Associated Press, что электронную почту иерархов Константинопольского Патриархата пытались взломать. В этом обвиняют Россию, то есть тех же самых людей, которые, по словам американцев, вмешивались в американские выборы. Это может стать негативным фактором для восприятия России и Московского Патриархата людьми, которые будут принимать решение об автокефалии. Но так как церковные люди обычно осторожны и сдержанны, то оценить сейчас их решительность сложно.

Есть и третий вариант. Это не одномоментное предложение автокефалии, а какой-то набор шагов в этом направлении. Например, воссоздание Киевской митрополии под эгидой Константинополя, и уже более медленное подтягивание под неё приходов и священнослужителей. Это процесс, который также вызовет сильное неприятие в Москве, но может быть повлечёт менее опасные последствия. Всё-таки это не автокефалия, митрополию не возглавляет патриарх, это зависимая от Константинополя структура. И часть православных может даже не пойти туда, задумавшись, нужна ли им такая зависимость. По какому из этих трёх вариантов будут развиваться события, станет понятно не позже октября.

Но есть ещё один момент, о котором сейчас мало говорят, хотя он достаточно серьёзный. Константинопольский патриархат не просто идёт в Украину как конкурент Московского. Он идёт как сила, объединяющая более либеральных православных. Только что они приняли решение разрешить второбрачие белого духовенства. Традиционно, если у священника умирает жена или она от него уходит, он не может вступить в брак второй раз и должен или оставаться неженатым, или идти в монастырь. Конечно, есть ещё нежелательные варианты ухода из Церкви со снятием сана или вступлением в брак без информирования руководства. Но Константинополь решил этот вопрос урегулировать в интересах священников, отказавшись от многовековой традиции.

Это одностороннее решение, потому что Московский патриархат был однозначно против. Таким образом, Константинополь показывает, что он готов идти навстречу человеческим интересам, а Москва будет консолидировать вокруг себя сторонников традиций, тех, кто воспринимает такие решения резко негативно. Для Москвы важным фактором является ещё и то, что в своё время второбрачие клериков защищали представители обновленческого раскола в 20-е годы, люди, тесно связанные с советской властью. Поэтому даже для либеральной части Московского Патриархата это решение не вполне приемлемо. Но отношения между Москвой и Константинополем всё равно будут конкурентными, вопрос только в степени этой конкуренции.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.