В обществе

В обществе В стране победившего ресентимента

19 СЕНТЯБРЯ 2018 г. МИХАИЛ ЯМПОЛЬСКИЙ

ТАСС

Дайджест статьи: Михаил Ямпольский.
В стране победившего ресентимента // COLTA.RU. 6.10.2014

Изменение сознания широких масс россиян за последние десятилетия  внушает ужас. Происходит вулканический рост агрессивности  и отказ от признания реальности, погребенной под идеологическими фантазиями. Подобные явления обычно списывают на  обработку народа официальной телевизионной пропагандой. Это многое объясняет, но не все. Не любое общество можно распропагандировать в короткие сроки и до такого состояния. Чтобы пропаганда была эффективной, она должна соответствовать бессознательным устремлениям населения.

Фридрих Ницше называл ресентиментом чувства, характерные для рабов и крепостных, которые, в силу своего положения, ничего не могут изменить в окружающем мире. «Моральное восстание рабов начинается с того, что ресентимент  становится творческим и порождает ценности: это мораль существ, которые не способны к реакции, выразившейся  в поступке. И рабы вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая благородная мораль произрастает из торжествующего “Да”, сказанного самому себе, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” “внешнему”, “иному”, “чужому”. Это “Нет” и оказывается ее творческим деянием... Для своего формирования мораль рабов всегда нуждается, прежде всего, в противостоянии с внешним миром, говоря языком физиологии, нуждается во внешних раздражениях, для того чтобы действовать. Ее  акции исходно является реакцией» (Фридрих Ницше «К генеалогии морали» 1887).

Если мир не поддается физическому воздействию, то рабы уничтожают его в своем воображении. Просто отрицают его существование. Ницше указывал на связь ресентимента с религией рабов – с христианством, которое в отличие от язычества, мыслилось в категориях райской утопии. Точно так же коммунистическая утопия вписалась в стратегию ресентимента, ориентированную на отрицание реальных рыночных отношений, сложившихся  между людьми.

Отказ от реальности в современной России связан с чувством беспомощности людей, не способных изменить жизнь своей страны и даже своей семьи. Власть, защищаемая национальной гвардией и прочими силовиками, кажется непоколебимой. СМИ только подбрасывают сказки и суждения о «происках Запада», которые усиливают  «рабский» негативизм, как-то помогает людям преодолеть чувство своей  униженности.

Особенность российской ситуации в том, что все общество, от Путина до последнего стрелочника, является носителем ресентимента (как воображаемой мести) всему  развитому миру. Для Путина его истоком является непризнание его и России равными и уважаемыми игроками на мировой арене. Для простого гражданина – его беспомощность перед лицом полиции, чиновников, судов и бандитов. Ресентиментные фантазии власти вошли в резонанс с ресентиментными фантазиями обывателей.

Авантюра на Украине стала не агрессией, нарушившей международный договор о ядерном разоружении Украины и неприкосновенности ее границ, а «благородной войной» против воображаемых фашистов. Международная изоляция превратилась во «вставание с колен», утверждение России в ранге «великой державы». Упадок экономики и падение доходов населения – «ростом стабильности». И даже люди, далекие от фантазий воображаемой мести, но напуганные  трагическими изменениями в нашем обществе, пытаются отрицать реальность или закрывать на нее глаза. Ведь сами они не в силах ничего изменить. Наше общество сегодня в состоянии тяжелой болезни.

 Потеря реальности и кризис институтов

Российская власть в лице Путина, виновная в отчуждении граждан от любой формы влияния на события и решения, оказывается не жертвой происходящих психологических метаморфоз, а их выгодоприобретателем. Отчуждение граждан от воздействия на реальность происходит на двух уровнях и связано с кризисом институтов. Для обывателей  кризис выражается в извращении функций правоохранительных органов и суда. Они уже не защитники от правонарушителей, а сами преступники или их соучастники, разгоняющие мирные митинги протеста, подвергающие  заключенных пыткам и назначающие сроки по надуманным обвинениям. Кризис наглядно проявляется и в разрушении привычных для обывателей систем образования  и здравоохранения.

На другом уровне кризис проявляется в постепенном обессмысливании национального суверенитета. В условиях глобализация экономики такая тенденция характерна для всего мира. Над национальными территориями и суверенитетами движутся капиталы, товары, идеи, услуги и т.д. Глобализация принесла не только доходы, но и сложнейшие экологические, миграционные и финансовые проблемы. Решать их должны политики, чья власть простирается лишь на ограниченной территории их страны и над ее населением. Отсюда системный кризис институтов, тесно связанных с национальным суверенитетом. Отметим, что национальные  институты сегодня все более беспомощны во всех странах.

Российские власти, с одной стороны, хотят извлекать пользу из глобализации экономики, с другой – пытаются решать глобальные проблемы с помощью национальных институтов. Они наивно пытаются противопоставить мировым экономическим санкциям крайне неэффективные контрмеры, основанные на самоизоляции и импортозамещении. Как можно успешно развиваться нефтедобывающей стране, не имеющей  технологий глубокого наклонного  бурения? Как можно развивать электронику и вычислительную технику, интернет в отрыве от развитых стран?

Разочарование в суверенных институтах, ощущение их бессмысленности оборачиваются отказом следовать правовым нормам и процедурам на всех уровнях. Это видно на примере российской Госдумы – послушного псевдо парламента, принимающей людоедские законы, вроде закона Димы Яковлева. Это проявляется в стремлении местных властей «кошмарить» бизнес, собирая с него непосильные откаты. В итоге ресентимент становится «антиполитикой», классическое проявления которой – война, отвращение к любым формам гражданской активности и закону. Печально, но в России эта тенденция проявляется и в массах, и в  руководство страны. Попробуйте расспросить прохожих, что они знают о своих конституционных правах...

Как показывает опыт фашисткой Германии, «антиполитика» чревата ростом национализма и популизма, которые легко вырождаются в диктатуру и ведут к культу харизматического лидера, харизма которого питается явным и неявным нарушением Конституции, права, международных норм. У народа возникает парадоксальная иллюзия, будто национализм может решить наднациональные проблемы, а харизматический лидер страны способен решать проблемы, в которых увязали неэффективные бюрократические демократии. Национализм и популизм сегодня опереточны (как российские казаки) и неэффективны. Это отрицание реальности, но оно закрепилось в головах россиян.

Самый опасный продукт «антиполитики» – «государственность без государства». Органы власти вроде бы имеются, чиновники получают высокие зарплаты, но они не способны решить даже проблемы свалок и утилизации бытовых отходов, не говоря о достижении мировых темпов экономического роста. Происходит деградация экономики, общества, государства.

«Антиполитика» – не просто результат кризиса государства, а продукт ресентимента – воображаемой мести, свидетельствующей о  неспособности нашего народа и нашей элиты сегодня действовать позитивно. «Антиполитика» - это агрессивная реакция на внешний мир. Решения лидера страны проистекают не из законов и Конституции, а из его личного «нравственного» чутья, в котором проявляется его абсолютная суверенность. Он принимает решения не на основании подписанных Россией соглашений, а исходя «из  чувства справедливости: спасти русских от украинских притеснений, исправить несправедливость, совершенную Хрущевым в 1954 году. Его «моральная» политика при таком развороте просто  игнорирует правовые нормы.

 Тотальная ложь как принцип политики

Когда политика государства строится на тотальной лжи или отрицании очевидных фактов, возникает особый тип политики, которую успешно проводили Гитлер и Сталин. Ложь никогда не относилась к смертным грехам, она заняла негативное место в европейском сознании только с возникновением современной науки, претендующей на абсолютное знание объективной истины (с XVI–ХVII веков). Политика же никогда не обходилась без лжи.

Ситуация изменилась с изобретением рекламы, тотальной пропаганды и современных медиа. Стали возможны проекты конструирования мира в соответствии с воображением политиков. Стираются различия между ложью и реальностью. В массовом сознании происходит сдвиг, факты утрачивают реальность, даже смерть людей кажется чем-то мнимым… Такая метаморфоза сознания ведет к снижению гражданской активности, нарастанию в обществе инертности и безразличия.

Характерный пример. В 1971 году были обнародованы секретные документы, касающиеся войны во Вьетнаме. Из них следует, что Америка не преследовала материальных выгод для себя – ни приобретения новых территорий, ни экономических преимуществ. Она хотела утвердить образ «величайшей силы на Земле», «непобедимого защитника свобод и демократии». Хотя  никто и не оспаривал американского могущества. Полная несогласованность войны с реальностью обернулось поражением сверхдержавы от армии отсталой аграрной страны.

Нечто подобное происходит сегодня в России. Тотальная ложь породила у народа  веру в  фантазии. Власть, утратившая связь с реальностью, не способна решать насущные проблемы, она ввергла страну в саморазрушение государства и общества. Эти жертвы приносятся ради «сохранения лица» и создания образа «несокрушимой силы», «нам все санкции и весь мир нипочем». А угодливые СМИ делают все, чтобы загипнотизировать этим тех, кто того жаждет. Как остановить этот процесс, не доведя его до логического конца, к которому пришел Гитлер?

 

Дайджест подготовил Петр Филиппов

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.