В обществе

В обществе Репликатор «Матильды»

22 ОКТЯБРЯ 2018 г. СЕРГЕЙ БОГДАНОВ

Оказывается, в стране сняли комедию, действие которой происходит в блокадном Ленинграде. Поначалу было даже неясно, кто такое учинить позволил, но явно не Министерство культуры на подобное лицедейство денег дало. И точно, режиссер Красовский хитер оказался: денег насобирал посредством краудфаундинга, и впечатление сейчас складывается такое, что до поры снимал ленту чуть ли не подпольно. Во всяком случае, российское медийное пространство огласилось воплями насчет «кощунственной идеи» только накануне премьеры. То бишь предчувствовал человек, и нисколько не ошибся. 

На беду российского общества, даже спустя сто лет после знаменитого изречения Ленина кино так и осталось важнейшим из всех искусств. А уж в условиях всеобъемлющего стремления контролировать сегодня все сферы общественной жизни — наиболее доступным рычагом для формирования его же, общества, идеологических установок. Да, за исключением небольшого послабления, пережитого страной в 90-е, ничего особо с советских времен не поменялось. Сказано: «дегенеративное искусство», очернение прошлого, в случае с вышеупомянутым фильмом — кощунство, какого свет не видывал. 

Впрочем, почему «не видывал». Было уже, было… Фильм Учителя «Матильда» — «надругательство над историей, пошлое искажение великого прошлого». Картина Звягинцева «Левиафан» — «профанация действительности, циничное фальсифицирование российского сегодняшнего дня». Лента Красовского «Праздник», если брать исторический процесс, поместилась как раз посередине временного отрезка. Что характерно для всех упомянутых кинокартин: порицания, стремительно перетекающие в проклятья (в буквальном смысле, вспомните видеообращение протоиерея Чаплина, предрекающего гибель России), начались до премьеры. То есть НИКТО и НИЧЕГО не видел, если только не посещал монтажную комнату по приглашению режиссера. Или хватило одного трейлера. Но, скорее, и его не посмотрели. Ибо не положено. Недаром ведь существует заверенный государством «список экстремистских материалов» — как раз для того, чтобы уберечь гражданина от их деморализирующего влияния.

ТАСС

Я сам пишу этот текст и понятия не имею, что из себя представляет фильм «Праздник». Предположения могу строить. Но вряд ли человек сидел и думал: дай-ка оскверню память безвинно погибших жителей блокадного города. Сниму комедию по юмористическим стандартам нынешнего российского кино, с плоскими и скабрезными гэгами — вот только действие перенесу в осажденный немцами Ленинград. Тему, конечно, режиссер затронул болезненную и антураж для действа выбрал своеобразный. Неоднозначный, прямо скажем: юмор на фоне встречи Нового года во время ленинградской блокады. Если человек адекватный, то как минимум снял добрую трагикомедию с претензией на оригинальность. 

Но… Гром уже прогремел. К тому же есть у нас Наталья Поклонская, которая осталась в народной памяти как радикальный борец за консервативные духовные ценности. И все благодаря чему? Благодаря легкомысленному фильму, который обеспечил нынешнему депутату Госдумы политические дивиденды на многие годы вперед. Пример столь соблазнителен, что оставалось ждать лишь очередного повода, чтобы кто-то первым успел закричать: «Запретить глумление! Да, не смотрел, но осуждаю!».

В этом марафоне победил бывший губернатор Псковской области Андрей Турчак. Ныне заместитель председателя Совета Федерации, сейчас он требует от министра культуры Мединского ни при каких обстоятельствах «Празднику» прокатное удостоверение не выдавать. Поскольку не то что готовый кинопродукт, уже сам факт съемок подобного фильма есть «глумление над историей нашего народа. Есть темы, над которыми нельзя шутить». 

Не в обиду г-ну Турчаку будет сказано: раз уж вас распирает праведный гнев, то можно было бы своими словами его изливать, а не прибегать к услугам спичрайтеров. У Натальи Поклонской хотя бы искренняя религиозная экзальтация чувствовалась. 

С фильмом теперь, конечно, неясно. Может, у Алексея Красовского помимо краудфаундинга еще один хитрый план был — касательно бесплатной рекламы. Ведь те, кто пытался отвадить аудиторию от просмотра последних скандальных фильмов, добились ровно обратного. Так что зрительский интерес фильму скорее всего теперь обеспечен, и с этим режиссера можно только поздравить.

Фото: Режиссер фильма "Праздник" Алексей Красовский на пресс-конференции, посвященной фильму. Дмитрий Серебряков/ТАСС


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.