Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

10 ДЕКАБРЯ 2018 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Протесты во Франции, понятное дело, носят внутренний характер. Можно много говорить о том, с чем это связано и кто в них участвует. В значительной степени это люди из провинции, которые на президентских выборах 2017-го года голосовали за Марин ле Пен, по крайней мере, во втором туре. Она получила громадную поддержку для кандидата от Национального фронта. И хотя её поддержка была меньше, чем ожидалось, это всё равно миллионы и миллионы французов.

Дальнейший сценарий придумала, конечно, не Россия. Макрон предполагал модернизировать Францию, и одним из элементов этого стала экологическая политика, отказ от тех автомобилей, которые загрязняют окружающую среду сильнее всего. А французский провинциал отличается тем, что у многих из них есть автомобили, причём не по одному на семью. Потому что все работают, и часто работают не в своём маленьком городке, а в региональном центре, куда нужно ездить. Кому-то удобно это делать на поезде, а кому-то – нет. Плюс многие развозят на машине товары или продукцию. В то же время у них отсутствуют средства для покупки новой, более экологичной машины, а каждые 50 или 100 евро важны. Когда это решение принимали, исходили из того, что это не такие большие суммы, и для парижан это действительно так, но для людей из провинции это часто немаленькие деньги. Кроме того, им обидно, что Макрон, стимулируя экономику, отменил налог на сверхдоходы. Возник диссонанс, что Макрон отменил налог на богатых, зато усиливает налоговый гнёт на бедных.

Понятно, что Россия в эту схему никак не вписывается. Но почему её обвиняют? Во-первых, к протестам присоединяются самые разные политические силы. Крайне левые, крайне правые и, в том числе, те, кто требует отмены санкций. В интернете широко распространилась фотография, где двое французов позируют с флагом ДНР. Но это собственная французская тенденция, в этой стране немало людей, которые исторически считают, что надо поддерживать отношения с СССР, а потом – с Россией и что СССР лучше, чем Америка. Некогда они с восторгом восприняли решения Шарля де Голля о выходе из НАТО. И среди протестующих таких людей немало. Это не те провинциалы, которые начали борьбу, но они присоединились позже.

Сейчас в интернете распространился один из вариантов требований «жёлтых жилетов». Это не официальный вариант, но, с учётом децентрализации этого движения, вполне возможно, что он отражает взгляды части сторонников. И там требуют выйти из Европейского союза, из зоны евро, возвращения к любимому франку и выход из Североатлантического блока. Понятно, что это внутренние французские требования, в этой стране много евроскептиков и людей, которые считают, что их страна зря вошла в состав военного блока, так как теперь она слишком зависит от Америки. Такой антиамериканизм укоренён и без всякого российского влияния, но он связывается с Россией или, по крайней мере, выгоден России.

Кроме того, есть ощущение, что российская власть в условиях системного конфликта с Западом старается действовать, как ей кажется, симметрично. Она исходит из того, что раз Запад что-то делает, то почему этого нельзя делать нам? Например, почему нам нельзя активно и сочувственно освещать акции протеста? Соответственно, RT постоянно присутствует там, Маргарита Симоньян говорила о том, что достаточно большое количество журналистов уже пострадало.

Был ещё такой интересный момент во время визита Путина в Австрию в июне. Его спросили по поводу роли Пригожина в российской внешней политике. И Путин сказал неожиданную вещь, сравнив Пригожина с Соросом. Мол, Сорос вмешивается в дела других стран, хотя американцы говорят, что к их государству он не имеет отношения, и точно также то, что делает Пригожин – это его личное дело. По сути, сходная политика проводится и в отношении протестов.

Но что тут происходит? Во-первых, у России и Запада совершенно разный уровень экономических ресурсов, и как долго удастся поддерживать такую симметрию – большой вопрос. Кроме того, дальше идёт такая цепочка рассуждений со стороны французов: вы имеет полное право освещать протесты, но раз так, то мы будем вас активно подлавливать на любых нарушениях правил. Например, сейчас обсуждается вопрос, что один из российских телеканалов дал сообщение, что французские полицейские сочувствуют протестующим. Российская сторона парирует, что это – не её выдумка, а мнение полицейского руководителя, которое они просто транслировали. Но французы в свою очередь отвечают, что человек, высказавший эту позицию, не представляет полицейский профсоюз и не имеет серьёзного влияния на своих коллег. То есть возникает вопрос о достоверности информации.

Второй момент – показали, как полицейские снимают шлемы. В российских СМИ это было истолковано как то, что полицейские выражают своё сочувствие «жёлтым жилетам», но французская точка зрения состоит в том, что они просто переводили дух. Такое многочасовое противостояние в шлемах проводить не очень легко, но, отдышавшись, они надели шлемы обратно и снова стали делать свою работу. Всё это кажется частностями, но может привести к санкциям в отношении RT.

Так что, хотя причины протестов внутрифранцузские, стремление России, с её точки зрения, выстроить симметрию, заставляет её демонстрировать симпатию к участникам акций и рассматривается французскими властями как признак вмешательства. Так что в ближайшее время в отношениях Москвы и Парижа вряд ли будет много хорошего. Потом, конечно, снова станут договариваться, но сейчас версии о вмешательстве в том или ином виде рассматриваются вполне серьёзно.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.