В обществе

В обществе Итоги года. Симфония гудков

18 ЯНВАРЯ 2019 г. ДМИТРИЙ ПЕТРОВ

О русских форумах в Европе

Этой осенью Будва, Прага и Вильнюс приняли сотни «глобальных русских», живущих в России и вне, – художников, политиков и экспертов. При всей несхожести этих встреч, их роднили цели: свобода, творчество и благо страны.

Гудок – сигнал тревоги

Осень была неспокойной. Сбитый ИЛ-20. Атаки на Израиль. Поставки Сирии систем С-300. Маневры «Восток-2018». Захват украинских судов. Арест Льва Пономарева. Ту-160 в Венесуэле…

Таков фон пяти русских форумов, прошедших в минувшие три месяца за рубежом. Это не удивляет. Неприязнь властей к инакомыслию уже почти два века мешает россиянам обсуждать острые проблемы дома. Да и организаторы – Марат Гельман, Гарри Каспаров, Антон Литвин, Жанна Немцова и Михаил Ходорковский – живут вне России.

Фестиваль «СловоНово» прошел в Будве. Kulturus, «Немцов-форум» и конференция «Открытой России» – в Праге. «Форум свободной России» – в Вильнюсе.  

Его открыла «Симфония гудков». Марат Гельман и Сергей Хисматов привезли туда это сочинение, где в странной гармонии слиты сигналы, звавшие на старте «ревущих 20-х» к переменам в стране и мире.

Сто лет спустя участники русских форумов хотят жить в мире более спокойном и свободном. И в России, повернувшей от архаики – к развитию; от военной бравады – к миру; от неизменного штыря власти – к ее ротации. В этом едины правозащитник Ольга Романова, медиа-эксперт Василий Гатов, депутат Илья Яшин, писатель Борис Акунин и сотни других участников этих встреч.

Искусство свободы

Для художников (во всех смыслах слова) пространство и инструмент перемен – это искусство. В сентябре на «СловоНово» в Будву прибыли гости из Берлина, Лондона, Праги и других городов Европы. Фестиваль провел комитет, созданный Маратом Гельманом при поддержке спонсоров – Олега Репса и Нейла Эмильфарба, пригласившего художников в стильный туристский комплекс «Дуклей». 



«Русское искусство, – считает Марат, – так далеко распространилось за пределы России, что теперь сравнимо с английским и испанским, что давно и свободно преодолели рубежи стран-прародительниц и повлияли на развитие культуры всего мира».

В России быть свободным – искусство особое. А общаться художникам легче там, где не запрещают концерты, не льют на картины мочу и не вешают на творчество замок «традиции». Что ж странного, что они едут в Будву? И в Прагу – к Антону Литвину на фестиваль Kulturus.  


Его девиз этого года – Ruska Laska – «Любовь по-русски». Эмблема – вилы работы Василия Слонова, с пиками в виде букв L, O, V и Е. Дизайнер Петр Банков соединил любовь и вилы на плакате форума. Спонсором стало издательство Artguide Editions и его основатель Данила Стратович.



Среди гостей Kulturus’а разных лет Лев Рубинштейн, Артемий Троицкий, Виктор Шендерович и еще сотни людей из пограничья искусства и политики. Это – очень разные миры. И проблемы между ними возникают, когда политика врывается в искусство, чтобы покорить художника. А тот в ответ обнажает смычок, кисть, перо и дает отпор – едет на фестиваль. В Будву. Или в Прагу. Либо – на форум в Вильнюс.

«Здесь впервые была сильно представлена тема “культурного сопротивления”, – считает Александр Морозов, модератор секции «Россия и Украина: сценарии будущего» на «Форуме свободной России», содиректор Центра Бориса Немцова в Карловом университете. – Ее открыл знаменитный литовский поэт Томас Венцлова. А люди были из многих стран. В России давление на общество усиливается, а участие в таких встречах расширяется».

Яркий «арт-контекст» – черта форумов этого года.



Триумфально выступал в Вильнюсе поэтический дуэт Александра Дельфинова и Динары Расулевой. Гремел техно-поэтри-арт-перформанс Василия Шумова – проекция на экран диких цитат из новостей и речей российских политиков под мощный электро-бит. Радовали работы Константина Еременко и инсталляция «Пора валить» – толпа дорожных сумок. А обложки журнала «Итоги» смотрели со стен как археологические находки эпохи сгинувшей политики.

Гражданский драйв

Но политика не сгинула. Во всяком случае, судя по выступлениям на форумах Немцова и «Открытой России» в Праге в октябре и ноябре. Она в России есть. Просто со времен «Итогов» изменилась.

Итог печален. Делегаты говорят о постоянном сужении сферы свободных и безопасных действий граждан, требующих честных выборов, ротации власти, свободы слова и устройства жизни на основе демократических ценностей. 

А эксперты в ответ – о «расколе элит». О «молчаливом большинстве, которого нет». Об опасности введения государственной идеологии, создании системой «нового человека», делении России «по линии ценностей на “Европу” и “султанат”». Об отношениях с Украиной и Западом «после того, как…». О «деградации государства и нестабильности при переходе к экономике разнообразия и человеческого капитала». Которой боссы экономики откатов не ждут. А те, что ждут, готовы с ней биться. Ведь человеческий капитал для них – странная причуда. 

Как и гражданское общество. О нем часто говорят на форумах и цепко держат в поле зрения. Так как многие считают его структуры – то есть организованных, ответственных и деятельных граждан – социальной базой демократизации. Но для этого нужен мощный драйв. А он требует методичной подготовительной работы.

«Русофобы не унывают»

Так обобщил настроение на форумах Первый канал. А «отстрелялись» все федеральные. И даже больше.

Я тоже не заметил уныния. Как, впрочем, и русофобов.

Впрочем, что толку в наши дни говорить об объективности теленовостей?

Кого из участников зарубежных русских форумов мог удивить рассказ «Вестей недели» про то, что в Вильнюсе «сочиняют очередной санкционный список», «строчат доносы в Вашингтон» и доклады «о проделанной работе»? Как и слова РЕН-ТВ о том, что они «собрались в Праге обсуждать нашу с вами судьбу».

В таких продуктах из раза в раз используются два клише. Первое: «русофобы» живут «в дорогих отелях», пьют «дорогие напитки», тусуются на «светских раутах». Второе: «они» даже едят тайком, прячутся, грозят. 

Клише про дорогие отели – для завистливых. Про тайны и угрозы – для драчливых. Оба мобилизуют агрессивный инстинкт. Это – азы пропаганды.

Как и «нарезка» выступлений. Нарежут, и вот докладчик кричит: «Россия – абсолютное зло!» Хотя говорит он не о России как таковой, а о той, где нет несвободы.

В поисках жанра

Кстати, говорили и о пропаганде. Например, что «она не всегда ложь, но всегда – зло». Меж тем, это ремесло или, если хотите, искусство, способное творить как зло, так и благо. В зависимости от поставленных перед ним целей.

Цели трех форумов, которые можно назвать политическими, с одной стороны –отличались, а с другой – были схожи. Организаторы «Форума Немцова» видят своей задачей «поиск новых стратегий». «Открытая Россия» намерена «разработать сценарий возможного будущего России без опоры на нынешнюю власть, выработать форматы, идеи и подходы». Ожидалось, что в Вильнюсе группа Андрея Илларионова предложит «модель будущего», над которой в закрытом режиме работала с мая.

По итогам встреч видно: разработка стратегий, сценариев и моделей – дело будущего.

Впрочем, на форуме «Открытой России» прозвучал доклад, полностью посвященный этой теме. Михаил Ходорковский изложил по пунктам свое видение новой России. Крайне кратко: главенство права, демократия, сильное правительство, сильная армия, сильный большой бизнес, развитие мегаполисов, добрые отношения с Западом. Россия – страна хороших университетов, хороших дорог, высоких технологий.

Это – тезисы проекта политической программы. Удастся ли развернуть их в стратегический документ? Сколько времени потребует подготовка других «моделей», «стратегий», «сценариев» и «маршрутов»? Подходит ли для этого жанр форума?

Вопрос серьезный. Один из участников конференции «Открытой России» сообщил, что «демократия не для того, чтобы что-то решать быстро», но, думаю, можно ожидать, что результаты будут. Интеллектуальный ресурс для этого есть. В числе участников встреч немало политиков с опытом, ярких медиа-персон и сильных ученых.

Превратят ли они несколько сыгранных на форумах разных партитур в симфонию? Интрига, однако.

 

 Фото из открытых источников и соцсетей.



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.